2003-07-22 22:43:00

Япония: Ужасы японской жизни.

Хотите ужасов? Вот вам – пожалуйста. Вспоминаю я, как я только приехал в Японию простым студентом, получив стипендию от японского правительства – Монбошо. Не пожалело мне японское правительство и денег на самолет и визы – и вод с новой визой в руке лечу я самолетом аэрофлота с билетом в одну сторону в Токио. Сколько стоит билет Москва-Токио самолетом Аэрофлота эконом-класс на одного человека в одну сторону? Правильно, но японское правительство не жадное – оно купило мне тот же билет за 2500 долларов США. Кормят от этого в Аэрофлоте не лучше чем с обычным билетом, но зато я сразу узнал, как здесь тратят деньги налогоплательщиков.

11 часов перелета доконают кого угодно. Но на что не пойдешь ради искусства – мне мнился уютный кампус, просторная комната в общежитии и рядом лаборатория. Как же. Кампус конечно есть. И на его территории даже есть хорошее квартирное общежитие. Но туда селят только приглашенных профессоров. Общежитие для студентов – 1.5 часа на поезде от кампуса.

Ну что-же, едем в общежитие для студентов. Да, такой тюрьмы я не ожидал. Комната – 6 татами заставлена до упора всякой дурацкой мебелью. Единственный способ подойти к окну – поставить стул либо на стол, либо на диван. Железная дверь, туалет и душ только в коридоре, кухня тоже одна на всех. Обьявление на кухне – “When you use the gas please open the Window, or otherwise the fire machine will come and you will be in BIG TROUBLE”.

Да уж, BIG TROUBLE тут подстерегает повсюду. В твою комнату в общежитии не имеет права заходить никто кроме тебя. Даже твои соседи по общежитию и тем более нельзя провести девушку. Хочет с тобой кто-то встретиться – пожалуйста, внизу установлен телефон по которому можно звонить в комнаты, ты спускаешь и вы встречаетесь в общей комнате отдыха на первом этаже. Очень мило.

Чтобы не нарушали – на входе камера слежения. Но конечно камеру-то можно обойти, если лезть через окно. Интересуетесь, что будет, если ослушаться правил и провести девушку в комнату? Очень просто, один мой знакомый так сделал. Девушку заметила уборщица. Она ничего не сказала, но на следующий день знакомый получил письмо, которое гласило «Вы нарушили правила поведения в общежитии и должные покинуть его в течении 3 дней».

Впрочем, покинуть общежитие – это даже к лучшему. Все равно его дают только на год – после года ты уже так и так обязан снять квартиру сам. Я, чувствую, многие не дожидаются и года – в моей комнате в общежитии были зарубки на стене от предыдущего жильца. Я тоже уехал от туда к моему счастью через четыре месяца.

Снять квартиру тут иностранцу не просто и очень дорого. Нужен гарант японец да и тогда японские хозяева не очень мечтают сдавать квартиру иностранцу. Дорого – это мягко сказано. Кроме цены за первой месяц за квартиру нужно заплатить сумму одного месяца за контракт агенту, 1-2 цены за месяц залога, 1-2-3 цены за месяц подарка хозяину квартиры (key-money). И того нужно сразу около 4000$ чтобы подписать контракт на самую жалкую маленькую квартирку.

Жалкая и маленькая – это тоже мягко сказано. Бывает предлагают квартиры даже без душа, квартиры 4.5 татами где до любого угла можно дотянуться рукой, квартиры построенные под железнодорожными путями и – хит сезона – одному моему знакомому предложили квартиру с пеплом умерших предков.

Учеба в институте тоже не сладость. Когда тебя приглашают, то в бумагах написано, что TiT – международный институт, многие лекции на английском, и учить японский не обязательно. На проверку оказывается, что лекции все только на японском и даже большинство не говорит по английски вообще.

Непривычная еда, жуткие цены. Многие студенты пугаются Японии и уезжают не выдержав и месяца. В довершение ко всему первая стипендия выплачивается только через два месяца после приезда. Логика понятна – японское правительство не хочет тратить денег на тех кто не выдержит и уедет раньше. Мне только не понятно, почему для этого не сделать жизнь студента чуть-чуть лучше?

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 52 )

[info]brotherfedor - ( 2003-07-22 14:02:17 )
Йомайо - ужасы какие рассказываете... И как там жить бедному студенту? %-)
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:22:18 )
Ну я же как-то прожил :) Ужасы по первой есть, но потом научаешься их преодалять :)
[info]redlynx - ( 2003-07-22 14:08:50 )
Это чтоб жизнь мёдом не казалась.
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:20:46 )
Честно скажу. Она и не кажется...
[info]samosoboy - ( 2003-07-22 14:23:25 )
держитесь! русского человека так просто не сломать!
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:25:45 )
Да, нас ничто не сломит!
[info]outsystem - ( 2003-07-22 14:32:11 )
ужасы - это тоже интересно! а какие еще ужасы бывают в Японии?
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:30:20 )
Еще бывают всякие разные. Как и везде. О других ужасах я тоже постепенно буду рассказывать :) Но не сразу - много ужасов в один день, так это все подумают, что мы тут в аду живем ;)
[info]shurick - ( 2003-07-22 14:32:15 )
да уж... БИГ ТРАБЛ...
[info]shurick - ( 2003-07-22 14:39:30 )
хм... а чего самолет такой дорогой??? 2500 - это ж офигеть можно? он ведь должен стоить ну 700-800, ну до 1000 точно... или это спецрейс какой?? :)
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:39:33 )
Нет, это обычный рейс. Просто эти билеты покупает государство. А значит чиновники и не на свои деньги. Я помню у нас в школе еще в Москве так же покупали компьютеры для школы. Один комп фирмы IBM стоил в розницу 1000$. Школа покупала сразу 10 и получала специальную оптовую "наценку" - каждый выходил по 2000$. Естественно фирме IBM шло с каждого компа реально 1500$, а 500$ с каждего компа потом в конвертике отдавалось обратно чиновнику, который решил что покупать надо именно компьютеры IBM. И все довольны. Тут несколько иной механизм конечно работает. Но результат тот же. Я лечу тем же рейсом где все другие люди летят за 800$, но мой билет стоит 2500$. Больше никакой разницы. Японские чиновники тоже не дураки :)
[info]lordmaze - ( 2003-07-22 15:45:48 )
Нет все проще - они купили тебе билет по Y тарифу ( так кажется ) - те полную стоимость... Я тут летал к микрософту в гости. Перелет Los Angeles - Seattle 2 часа с копейками, стоит если просто придти в аэропорт и без всякого бронирования ( те недешево ) улететь около 200-300 МАКСИМУМ. Мой билет оплаченный ms стоил 899... Поэтому он был очень быстро за $100 переконвертирован в первый класс но по более строгому тарифу...
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:48:40 )
Ну да. Я и сказал - тут механизм иной. Но причина та же - чиновники тратят не свои деньги. Что им мешает купить билет за 800 как все люди делают? Ничего. Кроме одного - не свои деньги не жалко.
[info]mingbai - кстати, вопрос ( 2003-07-22 15:49:23 )
А есть ли в Японии специальное слово для этого явления? В России это называется "откат", в Китае "huikou", а как в Японии? У нас на Полушарии поднимался этот вопрос с лингвистической точки зрения.
[info]kitya - Re: кстати, вопрос ( 2003-07-22 15:57:44 )
Я не знаю :(
[info]ssneg - ( 2003-07-22 17:10:30 )
Каждое гос-во создает бюро по закупкам (конкретно так в Латвии называется). В случае вашей школы, та фирма, которую не выбрали - Compaq или Dell, скажем - подает жалобу, и школе вместе с IBM придется доказать, что предложение IBM было действительно лучше и выиграло тендер честно. За перерасходом средств чиновниками следят ревизоры. В нормальных странах...
[info]kitya - ( 2003-07-22 17:30:02 )
У вас в Латвии ум у чиновников европейский. Там интеграл дышит :) Вот так и делают. А в России Азиа, там может и положено так, но решается по другому. И в Японии тоже Азиа и еще больше. Тут важно не как по закону, а как принятно. И фирма Dell это тоже знает, главное - как принято.
[info]ssneg - ( 2003-07-22 17:38:49 )
Нет, у нас в Латвии просто кроме IBM и школы откат пойдет еще Бюро и ревизорам ;)))
[info]kitya - ( 2003-07-22 17:50:09 )
Тоже вариант! :)
Аноним - ( 2003-07-22 14:56:52 )
Kitya さん、а как вы конкретно видите "сделать жизнь студента чуть-чуть лучше"? Уж какая она есть - японская жизнь - ту студентам и предлагается вести:) По-моему, стипендия - вполне приемлимая компенсация за ужасы обучения в иностранной стране. Если вы хотели учиться именно в Японии, конечно. Сакура
[info]kitya - ( 2003-07-22 15:50:54 )
Ну, например, построить хорошее общежитие рядом с кампусом где-то а не за 100 километров и чтобы в нем места побольше было. Вот и было бы лучше. Конечно, приемлимая. Я и не говорю, что не приемлимая. Просто могло быть и лучше.
Аноним - ( 2003-07-22 16:38:44 )
Это зависит от кампуса - где смогли, там общежитие рядом (в Нагое, к примеру общежитие рядом, чистое и красивое. Какой оттуда вид на ночной город! И приводить гостей можно:) Или _было_ можно?). Сакура
[info]kitya - ( 2003-07-22 16:43:57 )
Я вообще давно подозревал что в Японии лучше учиться где угодно кроме Токио. Цены меньше, места больше и обшаги рядом с кампусом а стипендия одинакавая у всех, что ты в Токио, а что вне. Проблема в том, что в центре Токио очень дорого стоит место и на общагу покупать место пожадничали - в результате они ее построили вообще в другом городе - в Йокохаме. Ездить каждый день из Йокохама в Токио - то еще удовольствие знаете ли.
Аноним - Знаю, знаю!.... ( 2003-07-22 16:49:51 )
А вы по какой линии ездите?
Аноним - Забыла подписаться! ( 2003-07-22 16:50:43 )
Сакура
[info]kitya - Re: Знаю, знаю!.... ( 2003-07-22 17:01:04 )
Я ни по какой не езжу. Я на велосипеде езжу :) То что я рассказывал про общежитие - дела давно минувших дней. 4-х месяцев в общаге мне хватило, чтобы я просто на свои деньги снял квартиру в небольшом деревянном доме, зато почти в самом центре города и очень близко и к институту и к окэану. На таком стратегическом положении. А теперь я уже и не студент даже первый месяц правда пока только.
Аноним - Ага! ( 2003-07-22 17:02:55 )
А ужасами продолжаете пугать:) Вот видите, на самом деле все не так страшно. Рада за вас! Сакура
[info]kitya - Re: Ага! ( 2003-07-22 17:08:24 )
Я только редко пугаю ужасами. Всего вообще в первый раз попугал. Во всех остальных постах я писал исключительно о том как все хорошо, ну а этот был конечно просто написан по заданию разведки - очернить японскую жизнь :) Просто вспомнилась. Эти ужасы тоже вполне реальны, хотя есть много еще чего хорошего. Для некоторых это еще чего хорошее перевешивает, а для некоторых нет. И я и сейчас вижу как новые студенты сталкиваются с теми же самыми ужасами через которые прошел и я. Но я прошел и рад этому :)
Аноним - Угу! ( 2003-07-22 17:44:36 )
Китя, конечно, я поняла. Просто решила немного... э-э-э... ну, раз уж я натолкнулась на ваш журнал... подтрунить! Кстати, очень рада, что натолкнулась. Вот и Сингапурский Чайник тут мне про Сингапур напомнил! Кстати, мне тоже кажется, что ужасы разных планов бывают - есть те, что бросаются в глаза сразу, а есть... Ну, про них в другой раз. Но так, по-моему, везде. Хотя, конечно, я не во всех странах жила:) А дальше просто - что ты любишь и почему. А это, конечно же, у всех разное, и это тоже хорошо. Счастливо! Сакура
[info]kitya - Re: Угу! ( 2003-07-22 17:55:38 )
Самые ужасы это первые дни перезда всегда. Потом всегда легче. А потом уже бывают всякие скрытые ужасы, но это уже как повезет :) Рад с вами познакомиться, заходите в гости еще - буду ждать :)
Аноним - Спасибо! ( 2003-07-22 18:02:05 )
Конечно! Сакура
Аноним - ( 2003-07-22 16:47:56 )
А, Костя вам почти то же самое написал. А про лучше - да, конечно, конечно лучше, когда лучше!
[info]kostia_inochkin - ( 2003-07-22 16:09:09 )
хехе:) где-то в начале дневника у меня тоже были злобства по поводу порядков местной администрации в общежитии (типа гостей нельзя). Потом дело уладили - переселили меня в бунгало, за которое я плачу в 3 раза больше, но зато там меня никто не трогает. И бунгало, и общежитие принадлежат институту, они в 10 минутах ходьбы, там и ковры, и телевизор, и все такое. Так что мне крупно повезло, это о нас сенсей заботится, места нам в нем выбивает. А некоторые сенсеи, которым все пофигу, селят своих студентов как вас - на голый пол и без мебели. Привет. И зарплата - 180 тыщ. Хе-хе...
[info]kitya - ( 2003-07-22 16:19:11 )
Вы забываете что у вас и у нас в Токио ситуация с жильем несколько разная. У нас не бывает бунгало в институте :) В Токио сильно дороже жилье и меньше места. Так что у института просто никакого жилья хорошего для студентов нету, чего там сенсей не прыгай.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-07-22 17:33:00 )
я как раз все очень хорошо помню:)понятно, что не бывает:) у нас на все три института - маааленькое общежитие, и все туда не влезают, поэтому за теплое место приходится бороться:0
[info]kitya - ( 2003-07-22 17:56:53 )
Ну вот, у вас хоть одно бунгало на всех есть, а у нас и одного нету :)
[info]kachanov - ( 2003-07-23 08:50:43 )
мдааа. с жильем в Токио проблемы. по телику помню была передача. два клоуна ходили по "смешным" объявлениям о сдаче жилья. пришли в один такой дом - забрались по крутой деревянной лесенке на второй этаж - там комнатушка 6 татами и окошко с видом на помойку. спустились на первый этаж посмотреть соседей, а там обкуренные наркоты сидят и шмалят. по-первухе я тоже удивиляся железной двери в квартиру, ну точь как в тюрьме. но потом просто воспринял это как один из элементов особенности жилищного строительства. и процедура снятия жилья тоже смешная. ушла отличная квартира в 33 кв.м из-за того, что я что-то там в заявлении неправильно написал (придрались, короче, чтоб гайджину не сдавать). теперь живу в 25 кв.м и считаю, что мне еще повезло - быстро сдали. блин, но зимой дубарь в квартире страшный - 11 градусов. а еще я видел в метро рекламу capsule hotel. вот где весело! ))
[info]kitya - ( 2003-07-23 09:43:01 )
Capsule Hotel это не для больных клаустрофобией :) У меня тоже места мало и зимой тоже холодно, но ничего, "ведь живем же, рассуждаем" :) Как писал Зощенко - "Москвичи, милые, добрые и отзывчивые люди, но их испортил квартирный вопрос". Токийцев он еще больше испортил :)
[info]kachanov - ( 2003-07-23 10:48:51 )
>>> Как писал Зощенко - "Москвичи, милые, добрые Это писал Булгаков в "Мастер и Маргарите" - устами Воланда
[info]kitya - ( 2003-07-23 12:39:32 )
Ну вот. Я же говорил - образованности во мне никакой. Все путаю :(
[info]hellmaster - ... ( 2004-10-03 14:29:02 )
Вы знаете, kitya, чтение архивов вашего ЖЖ убивает весь рабочий процесс... часа на три. Да и то потому, что рабочий день закончился.
[info]kitya - Re: ... ( 2004-10-03 23:47:59 )
безобрзие однако
[info]hellmaster - Re: ... ( 2004-10-04 19:25:49 )
Форменное. Но что делать?
[info]kitya - Re: ... ( 2004-10-04 22:44:08 )
там ленин что-то говорил вроде :)
[info]dimailer - ( 2005-08-10 08:03:31 )
Тема "1-2-3 цены за месяц подарка хозяину квартиры (key-money)" не раскрыта. Раскрой, пожалста :)
[info]kitya - ( 2005-08-10 08:23:10 )
легко. в японии в 1970-х годах начался бум роста производства в крупных городах вроде Токио или Осаки и все устремились в эти города, а квартир в них никто не построил. Соответсвенно стали жить в коммуналках и т.д. И тогда была придумана система обязательных подарков хозяину кваритры за выдачу ключей. Чем лучше квартира - тем больше подарок. Эта система осталось до сих пор везде кроме Сайтамы. Происходит процесс так - скажем хозяин построил квартиру и он идет в агенство и говорит я хочу сдавать квартиру. Скажем у него хорошая небольшая трехкомнатная квартира в бетонном доме. Такая будет стоить если где-нибудь далеко на окраине от токио - где-то 2500 долларов в месяц. И хозяин говорит - хочу значит за свою квартиру 2500 баксов в месяц + скажем 100 баксов в месяц за общую территорию типа лестницы. И так как моя квартира хорошая то я хочу 4 платы key-money. И 2 залога. Хорошо говорит агент и рисует рекламку с планом квариры, ценой в 2500 баксов + 100 баксов за общую территорию + 4 keymoney + 2 залог. В агенство приходит клиент, ему показывают рекламку и клиент говорит - отлично, беру. Клиенту говорят - хорошо, значит ты платишь агенту одну месячную плату (2500 баксов) за его услугу. плюс за месяц в перед 2500 баксов + 100 баксов. Плюс 4 раза по 2500 баксов в подарок хозяину, плюс еще 2 раза по 2500 баксов за залог, который тебе хозяин вернет по истечению контракта если ты вернешь ему кваритиру отремонтированной. И того за первый месяц надо будет заплатить 20 тысяч + 100 баксов. потом каждый месяц по 2500 баксов + 100 баксов каждый месяц + счета конечно. Но это уже фигня. Вот 20 тысяч баксов - это круто. Это дорого. И это надо делать каждые два года, потому что по закону в Японии контракт не может быть дольше чем на два года. Это конечно про хорошую кватиру, метров 80, трехкомнатную. Если квартира будет старая в деревянном маленьком доме и 10 метров квадратных то она будет дешевле. Там будет месячная цена 500-600 баксов в месяц + 50 баксов за общую территорию. Это уже дешевле. Соответсвенно и всякие подарки на плохие квартиры меньше объемом - обычно 1-2 keymoney, 1-2 залога. В целом если нужна маленькая квартира однокомнатная и деревянная то нужно рассчитывать на 500-600 в месяц, и 3000-4000 баксов подарка каждые два года.
[info]dimailer - ( 2005-08-10 08:41:37 )
Однако, Парамон... 2-4 keymoney - это что-то. И оно работает? В смысле, люди себе могут позволить отдать просто так 20 тысяч? Мне трудно в это поверить. Или люди автоматически научились прибавлять эти keymoney к ренте, т.е. читаем 2500, понимаем 3500 и т.п.?
[info]kitya - ( 2005-08-10 08:48:07 )
богатые - могут конечно. а так трехкомнатная квартира - это для богатых тут. Я, скажем, не могу себе позволить трехкомнатную квартиру и большинство моих друзей тут и японских и не японских тоже не могут. Большинство живет в очень маленьких и очень деревянных но более дешевых квартиров, где просто так раз в два года нужно отдавать только 3-4 тысячи, а не 20 тысяч.
[info]unokai - ( 2006-04-01 20:26:31 )
а процент тех что могут себе позволить какой?
[info]kitya - ( 2006-04-01 20:43:00 )
я не знаю никакой статистики по этому вопросу
[info]dimailer - ( 2005-08-10 08:43:03 )
Нашел вот это - http://en.wikipedia.org/wiki/Key_money Понравилось последнее предложение.
[info]kitya - ( 2005-08-10 08:45:52 )
угу-угу. это правда там написана. нелюбить то ее могут все, но что делать-то. живи на улице бомжом если не хочешь подарки хозяину платить. и да, за хорошую в центре квартиру могут и 6 keymoney попросить да.