2003-08-11 19:19:00

Япония: Cнова о японской семье.

Есть такое у нашего профессора развлечение – приглашать приезжающих визитеров в лабораторию к себе на званный обед. У профессора свой большой и красивый частный дом в Камакуре и все в этом доме должно к обеду блистать красотой и богатством. Жена его готовит жутко сложный японский обед, с огромным числом перемен разных сложных традиционных японских блюд, типа супа из варенных огромных океанских крабов.

Сама жена, конечно, за стол при этом даже не садиться. Только подает блюда мужу и гостям, как официантка. А муж развлекает гостей умной и неспешной беседой. Прямо как в гостях у турецкого султана.

Так вот о турецких султанах. Тут к нам приехали недавно в лабораторию несколько турецких ученых. И, конечно, профессор их сразу пригласил на такой званный обед. Вот они выехали вечерком, а профессор решил пока позвонить своей жене.

- Моши-моши, добрый вечер. Ну как, ты уже все приготовила к званному обеду?

- Добрый день. Какой такой, японский демон тебя побери, обед, ты мне ничего не говорил!

- Как не говорил, я тебе еще вчера сказал. Ты все забыла, срочно беги все покупай и готовь!

- Ничего я не забыла! Ничего ты не говорил! Ничего я не успею! Отмени, перенеси свой дурацкий званный обед.

- Нет, ты забыла. Я говорил. Ты все забываешь. Я уже не могу отменить, они выехали. Я могу их задержать. Пойду их поймаю и буду им пока достопримечательности показывать. Буду задерживать, сколько смогу. А ты быстрее беги и все готовь.

Поругались так по телефону, профессор трубку положил. И грустно так, ни к кому конкретно не обращаясь, говорит: «А ведь я ей и правда забыл сказать. Мы же с ней и не говорим никогда, я рано ухожу, поздно возвращаюсь, вот и не было времени сказать».

Профессору где-то 2 часа от дома до работы, он на поезде из Камакуры приезжает. В 8-9 утра он всегда уже на работу, даже в субботу. В 10 часов вечера он, обычно, еще на работе. И никто его не заставляет так работать, официально рабочий день здесь с 9 до 17 и суббота и воскресенье выходные. Про плату за овертайм тут никто даже не слышал, все сидят больше времени абсолютно бесплатно. Просто так принято, в Японии все работают с утра и до темна, да и после.

Примерно так же о своей жизни с мужем рассказывала и наша учительница японского языка. Видит она своего мужа ровно 15 минут в день. С утра она встает обычно в 6 утра, так как ей надо приготовить обенто для своего сынишки в детский сад и завтрак. В 7 встает муж и сын, они едят вместе завтрак быстро-быстро за 5 минут, а потом она отвозит сначала мужа на машине к станции метро еще за 5 минут, и муж садится в поезд и уезжает на работу, а она возвращается домой за сыном и отвозит его в детский садик. Потом сама садится в поезд и едет на работу. Вечером возвращается, забирает сына из садика, они ужинают, а потом уже играют и ложатся спать. Когда муж приходит, она точно не знает, так как он приходит всегда, когда она уже спит. Ведь он сначала работает до 9-10 у себя в банке, а потом еще пьет пиво с коллегами каждый вечер после работы. Выходных у мужа нет.

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 57 )

[info]kachanov - ( 2003-08-11 10:52:31 )
мдааа... ломится мне как-то через аську девочка из Саратова - 23 года - ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЯПОНЦЕМ! Хочу типа уехать! Япония такая романтичная страна, там все так круто и классно..... Я ей кинул ссылку на статью на woman.ru про японские браки русских девочек с японцами - сразу отстала, надеюсь и мечту свою поменяла...
[info]kachanov - ( 2003-08-11 10:54:58 )
вот ссылка, кстати http://www.woman.ru/?Text&ID=41165 автор: http://www.woman.ru/?Text&ID=41164
[info]kitya - ( 2003-08-11 12:06:41 )
Да, спасибо за ссылку. Ну а истории, они разные бывают :)
[info]irdil - извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:05:13 )
по-моему идиотская статья. не думаю, что это именно японская специфика. таких русских жен полно во многих странах. если женщина хочет не парясь получить красивую жизнь - надо быть готовой за это расплатиться.
[info]kitya - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:12:25 )
Вот тут: http://www.livejournal.com/users/kitya/32158.html я писал немного о специфики. Спицифика в том, что иностранная женщина приехавшая замуж в японию не получает никаких гражданских и социальных прав. В отличие от других стран, в которых женщина обычно может получить гражданство и бросить мужа через некоторое время.
[info]irdil - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:36:47 )
ну, с законодательством и традициями не поспоришь. Вообще Япония в ваших рассказах совсем не такая идиллическая, как в искусстве... как там в реальности, осталось что-нибудь от Куросавы, Мисимы, Басё, Хиросиге?
[info]kachanov - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:45:56 )
снимите розовые очки. в современной Японии столько же от Куросавы и Акутагавы, как в современной России от Толстого и Достоевского
[info]nichcom - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:53:47 )
по-моему в современной России дофига от Достоевского!
[info]kachanov - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 16:58:10 )
угу. особенно, если посмотерть на роман "Идиот" и сравнить его с фильмом "Даунхаус" Романа Качанова
[info]irdil - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 16:16:33 )
Все таки мне кажется это во многом зависит от смотрЯщего. Насчет Толстова с Достоевским не буду, а Гоголя с Пушкиным можно заметить )))
[info]kitya - ( 2003-08-11 16:31:08 )
Это зависит еще и от того как Толстового с Достоевским читать. тоже и в японии. многое есть, но мгогого уже и нет, но есть вместо этого другое, которое, как известно, в конеце концов есть тоже самое :)
[info]kachanov - Re: извиняюсь, но ( 2003-08-11 15:26:10 )
во многом статья гонливая. этот журналист вращался в нашей среде, в нашем токийском коммюнити, но так как охочь он был на половую халяву, то соотвественно и попадался контингент ему соответствующий. между делом он типа собирал журналистский материал, описал свою подругу, подруг своей подруги (изменил только имена), добавил мрачных красок, снисходительного тона и журналисткого гона и густо замешал это на своей персоне. в результате получилось, что вы читаете. НО, во многих моментах статья правильно описывает отношения в японской семье, в частности отношения в японской семье, где жена - русская (тут неважно, по каким мотивам она вышла замуж). Именно так и ведется семейная жизнь: жена в японии - это мебель, тень, атрибут мужа.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-08-11 11:18:55 )
ага. у нашей секретарши такая же фигня, теперь мне,кажется, понятно, почему ей любое мужское внимание харассментом кажется.. напишу, что-ли, сейчас..
[info]thasonic - ( 2003-08-11 12:10:17 )
вот оно как оказывается липкие сказки мураками
[info]jaspe - ( 2003-08-11 12:40:08 )
Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзаводиться :)))
[info]sunny_sky - Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзавод ( 2003-08-11 12:56:46 )
Во сне...;)))))
[info]kitya - Re: Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзав ( 2003-08-11 12:58:30 )
Я думаю это не прогрессивно. Служба какая-нибудь должна быть, наверняка :)
[info]redlynx - Re: Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзав ( 2003-08-11 14:47:53 )
Они случайно!!! :)
[info]sunny_sky - Re: Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзав ( 2003-08-11 15:01:03 )
Имеешь в виду: служба платной доставки детей?;) Мряф... ну, там еще аисты с капустами есть..:)))
[info]kitya - Re: Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзав ( 2003-08-11 15:03:22 )
Ну если совсем серьезно, то они и не успевают. Как всем известно - японцы - вымирающая нация, с одним из самых низких в мире уровней рождаемости и этот уровень продолжает падать.
[info]kitya - Re: Интересно, как же они детьми все-таки успевают обзав ( 2003-08-11 15:08:28 )
Record low Japanese birth rate JAPAN registered a record low number of births in 2002, which also saw a decline in marriages and an all-time high number of divorces, a government report said today. An estimated 1,156,000 babies were born in Japan last year, down 15,000 from the previous year, the health, labour and welfare minstry said. It marked the second consecutive annual decline. The 2002 total was the lowest annual figure since the government started publishing the nation's vital statistics in 1899. The number of marriages was 755,000, down 45,000 from 2001 when many young couples tied the knot to celebrate the new millennium, the report said. But the number of divorces hit an all-time high with 292,000 last year, up 6,000 from the year before. Интересно было бы сравнить с цифрами по другим странам, но я их не знаю.
[info]dimrub - ( 2003-08-11 14:46:13 )
Иногда все-таки происходит секухара. А шутки шутками, но могут быть и дети.
[info]alhimia - ( 2003-08-11 15:09:29 )
Какой кошмар! У меня в голове не укладываются такие отношения. И супруги друг друга не видят, и дети родителей...Как же у них крепкие семейные отношения сохраняются? На привычке? На традиции? На том, что больше все равно не остается ни на что времени?
[info]kitya - ( 2003-08-11 15:18:37 )
Да нет. По-моему, как раз, никогда друг-друга не видеть это лучший способ сохранить крепкие отношения в семье, особенно в японской квартире 3 на 3 метра. Если вы там всей семьей часто будете вместе то на этих трех метрах вы сильно передеретесь все. А так хорошо. Муж - капитан дальнего плаванья, жена - глухонемая владелица винного погреба, все отлично.
[info]kachanov - ( 2003-08-11 15:36:40 )
читал Валентина Пикуля "Три возраста Окини-сан"?
[info]kitya - ( 2003-08-11 16:26:54 )
Не-а. Не читал. А что это?
[info]kachanov - ( 2003-08-11 16:54:17 )
про историю русского флота конца XiX начала XX века, про любовь русского моряка Коковцева к японке Окини-сан, про обычаи японские тех времен, про Цусиму (роман "Цусима" оказывается - полное вранье и коньюнктурщина), про историю японских войн в Восточной Азии. Прочитал с удовольствием. Правда третья часть - время революции и гражданской вонйы - вызвала неподдельную тоску и омерзение. у нас тут в Токио ходят в коммюнити по рукам такие вот русские книжки. кстати: www.yaponist.com - сайт Русского клуба и подписка на список рассылки Russian club http://groups.yahoo.com/group/russkii-klub/ вливайтесь
[info]kitya - ( 2003-08-11 17:54:06 )
Спасибо :) Ну про русский клуб я давно знаю, но в живую ни разу там не был, да и наверное поздно мне уже туда приходить, после трех лет в Токио :) Вот если бы электронная версия где была, ну да я посмотрю, может и есть. А на рассылку наверное подпишусь, а то я на rij подписан, но там давно ничего не происходит как-то :)
[info]kachanov - ( 2003-08-11 19:00:11 )
rij спамеры обжили - модератор куда-то из Японии слинял и не доступен, поэтому все мигрируют в Russki Club а в клуб ходить мона и проживя десять лет. я тоже уже третий год живу и все равно хожу, хоть потрепаться на русском и водовку попить вволю можно
[info]kitya - ( 2003-08-11 19:16:17 )
Меня в rij больше всего раздражает что половина народа пишет по русски в windows-1251 и не указывает это в настройках письма, от чего я их все не могу читать. Посмотрим, как будет в russkii-club. А я как-то не пью :)
[info]kachanov - ( 2003-08-11 15:29:48 )
насколько мне известно развод может быть инициирован в Японии только женой. это как бы уступка женщинам в защиту их прав. вот так и получается - женятся, заводят детей, муж потом с коллегами в изякаях, караоке и хостесс-клубах с русскими девочками, а жена - дома с детьми и с соседками икебане учится.
Аноним - ( 2003-08-11 16:42:07 )
А вот всем известная российская специфика: Мой муж возвращался с работы с букетом цветов для меня, у подъезда местные мужики пили пиво. Спрашивают мужа, чего, мол, с цветами, день рождение, что ли? (а глаза хитрые – может, нальет им по поводу?) Да нет, говорит, просто так. Любим мы с женой друг другу приятное делать. Да ты что, - мужики оскорбились, - у нас так не положено! Цветы – это если 8 марта, или другой какой праздник, ты ж нас, мужиков, предаешь просто! Я это к тому, что любовь (и даже просто взаимопонимание в семье) – вообще штука редкая и не в том дело, сколько люди времени дома вместе проводят. Zet
[info]kitya - ( 2003-08-11 17:51:21 )
Да, вы совершенно правы. Любовь и счастье - они сами по себе и внешние обстоятельства на них не сильно влияют.
[info]kucha_mala - ( 2003-08-11 18:44:11 )
Вот, вот это замечательный вывод. По-моему, даже если и в каких-то японских семьях муж и жена видят друг друга 15 минут в день, зацикливаться на этом и представлять как закономерность не стоит. Потому как, наверняка, множество семей найдётся, особенно из тех, кто помоложе, где всё совсем не так. В России, скажем, тоже полно семей, в которых мужики после работы то по пиву, то по бабам, только и "радости", что жена своего любимца дольше 15 мин. в день видит, а толку-то ... А рождаемость, во многих западных странах, не только в Японии упала и падает.
[info]kitya - ( 2003-08-11 19:14:22 )
Рождаемость естественным образом падает во всех странах с высоким уровнем жизни. Люди они как тараканы, чем хуже живут, тем лучше размножаются и наоборот. А вот про 15 минут вы не правы. Я не думаю, что это самое важное, в том смысле что можно и в 15 минут иметь счастливую семью и в 24 часа такой семьи не иметь. Но это именно закономерность в Японии. Очень и очень многие семьи живут именно так, по 15 минут в день вместе. Просто скажем в России если бы молодому человеку бы предложили хорошую работу, но сказали бы - домой сможешь возвращаться только спать, то в России бы человек сказал, что это издевательство, нарушение КЗОТ и больше 8 часов в сутки он работать отказывается. А тут это все воспринимают как норму, как должное. Хочешь хорошо жить надо с утра и до вечера работать.
[info]kucha_mala - ( 2003-08-11 20:32:29 )
Ну, мне сдаётся, что далеко не каждый российский юноша на 8-часовом рабочем дне настаивать станет, хотя и соглашусь, процент тех, кто возмутится, возможно, поболее будет, чем в Японии. Просто в Японии, как мне кажется, всё ещё сильна традиционная модель: муж - голова, жена - при муже. Но ведь, наверняка, имеются и исключения, и тенденции к переменам. Не знаю насколько быстро и массово они распространяются, но, скажем, несколько моих знакомых японок, уверенно заявили, что замуж по-традиционному они не пойдут, и рассказывали, что идей таких среди студенток японских университетов много. Насколько, это соответствует действительности, Вам, находящемуся в стране длительное время, виднее. Мне, просто подумалось, вот скажем, в России, особенно в маленьких городах, общество зачастую ожидает от девушки, отучиться, влюбиться (иногда, даже отучиться, не на первом месте), выйти замуж, обзавестись дитятей на радость родителям и соседям, и жить-поживать, семейного добра наживать. И достаточное количество так и поступает. И всё же, я бы не стала обозначать сий факт, как закономерность, потому что и другие подходы имеют место быть. Просто в дискуссии, как мне показалось, нотки проскользнули в духе: странные особи, эти японцы, буквально, аиста им подавай, сами не справятся. Но ведь у них такие устои, не говорю, что это замечательно, но всё же..
[info]kitya - ( 2003-08-11 21:47:31 )
Эх, девушки то конечно не хотят, но так куда они денутся. Тенденция к тому, что девушки японские в японскую традиционную семью не хотят наметилась уже давно. Только пока ничего особо и не изменилось, но кроме того что жениться они стали еще посже. Вот так ждут девушки своего принца на белом коне, а все принцы уже в 20 лет пошли в кайши и сидят там с утра и до ночи. И вот свадьбы играются когда молодоженам уже далеко за 30. А теперь простые факты. Из моего класса в Москве все девушки уже замужем. Из знакомых японок моего возраста тут не замужем еще ни одна. Из знакомых людей страшего меня возраста, например по работе и т.д. все работают по ненормированному рабочему графику. Многие из них женаты, но большинство не видятся с женой почти никогда. Абсолютное большинство. Я не говорю что это плохо. Традиция такая и наверное один способ не хуже другого. Просто констатирую факт. И конечно исключения тоже бывают. Вот у меня на работе начальник и начальница - муж и жена. И они оба работают да 7 дней в неделю 12 часов всутки, но они на работе сидят рядом и всегда вместе тоже. Ну и вообще разные другие случаи бывают.
[info]kucha_mala - ( 2003-08-11 23:08:25 )
Я, пожалуй, всё-таки за исключения! И за разные другие случаи тоже :))) Наверное, как и повсюду, как в семье получится, от девушки от самой зависит. Но, если, у многих её сверстников, ну или дядек постарше, представления о семье весьма традиционные, то, скорее всего, нелегко будет. Опять-таки, иногда с возрастом, в традициях скрытый смысл видиться начинает. Да и припоминается мне по этому поводу, фраза из интервью одной японки английской журналистке, которая приблизительно сводилась к следующему: Вот вы, европейки, нам сочуствуете, а мы, на самом деле, мужей наших незадачливых, ещё как вокруг пальца обводим. В общем, из цикла "пойми женщину". Спасибо, кстати, за ответ.
[info]kitya - ( 2003-08-12 07:09:27 )
Ну если муж никогда дома не бывает, то обводить его вокруг пальца легко. Еще простая статистика. Мой дом - 6 маленьких квартир. Каким-то образом - я не понимаю каким - это 5 японских семей (кроме нас с Катинкой). Детей и мам я вижу часто. Мужчин - очень редко и только в воскресенье. При том что я тоже часто прихожу с работы поздно, около 23 часто, но они еще не вернулись. Ухожу на работу я в 9 - они уже ушли все. Ну да не важно все это :)
[info]kucha_mala - ( 2003-08-12 14:49:03 )
Я извиняюсь, без контекста, фраза "вокруг пальца обводить" звучит не совсем однозначно. В целом, смысл был таков, что людям со стороны сложно понять, как всё на самом деле обстоит и как японские жены со сложившимся положением вещей справляются - у них свои приёмы, по меньшей мере у тех, кто ситуацию принимает. О тех, кто хочет по-другому и Вы, и я, уже упоминали, да и факты Ваши говорят сами за себя.
[info]kitya - ( 2003-08-12 16:53:09 )
Да конечно справляются, куда они денутся. А в некоторых странах вообще люди друг-друга едят, и ничего, тоже все с этим справляются. Это как бы не самое страшное в жизни вообще. Мне нечто совсем другое не нравится очень сильно в японском отношении к женщинам, ну да ладно, потом как-нибудь об этом напишу отдельно и подбробно, если мысли соберу :)
[info]kucha_mala - ( 2003-08-12 22:01:34 )
Ну, если вкусно приготовить, по всем правилам, с хреновинками и приправками всякими, и при этом предварительно официальным согласием блюда заручится, ну и близжайшего окружения то, может быть, это и не самое страшное в жизни ;))) Хотя, факт, конечно, вопиющий, как и с положением японских женщин.)) Напишите, обязательно, как время будет, очень интересно :D!
[info]kitya - ( 2003-08-12 22:20:25 )
Да, правильно и вкусно уметь готовить - это вообще в жизни главное :)
[info]kucha_mala - ( 2003-08-12 22:36:07 )
Это - точно (друг, дай лапу!)!!! Вот и сошлись ;))
[info]_vano_ - ( 2003-08-11 19:35:07 )
Это УЖАСТНО!!!
[info]kitya - ( 2003-08-11 19:50:13 )
Ну почему, кому-то нравится :)
[info]_vano_ - ( 2003-08-11 20:02:22 )
Может кому и нравится, только тогда такие отношения с семейной жизнью мало общего имеют.
[info]kitya - ( 2003-08-11 20:17:00 )
По разному бывает. Но да, конечно, во многих случаях семейная жизнь выходит не очень семейная. Но тут уж ничего не поделаешь, такова японская жисть :)
[info]liela - ( 2003-08-11 22:01:46 )
А мне это напомнило статью о яппи из питерского Активиста. Среди моих многих московских, реже питерских, знакомых, "новых русских яппи", это типичная картина.. Работа с утра до ночи, в послерабочее время, в выходные, за свой счет - всегда. Пока это не массовое явление, но, с другой стороны, людей таких слишком много, чтобы считать их исключениями. Да и сама я люблю подзадержаться в офисе допоздна - была бы работа! ;)
Аноним - Ну не знаю ( 2003-08-12 01:28:34 )
А на на самом деле - они правда работают все это время? Польза есть фирме от этого? Вот у меня работа - смотреть в монитор, чтоб картинки красивые были, и реально больше часов пяти-шести *каждый день* *напряженно* работать совсем непростои до добра не доводит. Можно чередовать с чтением LJ etc, тогда, конечно, побольше выходит, но ненамного. Или вот как коллеги Кости Иночкина, а мои знакомые, в Пущино работали некоторое время назад - они просто приходили с утра в институт и жили там неторопливо. Правда, тогда еще никто не был женат почти.
[info]kitya - ( 2003-08-12 07:03:21 )
Да, пока не женаты и в России много так работает, но дальше - очень редко. Да и женятся в России очень рано. В Японии смысл не в том, чтобы правда работать все время. Просто считается очень важно проводить много времени на работе, там жить, даже если ты не работаешь. Смысл в том, что начальство хочет чтобы твоя фирма, твоя работа была для тебя важнее семьи.
[info]liela - ( 2003-08-12 15:11:58 )
Вообще да, я согласна, что это скорее о пока не женатых. А вот тенденция заводить семью позже тоже уже появилась - но в Москве (которая далеко не то, что Россия, конечно :)), среди таких же яппи, как я :) *вздыхает* У меня при устройстве на работу очень интересовались состоянием личной жизни, видимо, желая убедиться, что я не свалю через годик замужраститьдетей в ущерб работе... До японцев нам ой как далеко, конечно - ценности все ж другие :)
[info]kitya - ( 2003-08-12 17:06:02 )
Большинство женщин в Японии до сих пор после замужества бросают работу. Казалось бы, работодателям при этом не выгодно брать на работу молодых женщин - они скоро могут выйти замуж и бросить работу. Однако, ты будешь смеятся, но это факт, это не так. Крупные японские фирмы, являющиеся основными потребителями рабочей силы тут, такие как Сони, Тойота, Панасоник, Никон и другие - специально нанимают каждый год на работу множество молодых женщин даже не интересуясь их профессиональными спобоностями - их берут специально в расчете на то, что мужчины-сотрудники с ними познакомятся в рабочее время (и не будет тратить свое время на девушек со стороны и хотеть убежать с работы пораньше) и женятся на них. Вообще, по статистике более 80% браков в Японии организованы.
[info]liela - ( 2003-08-12 18:00:58 )
Вот это ничего себе факт! :) Вероятно, для компаний это, кроме всего прочего, и возможность сэкономить на заработной плате сотрудниц? Ведь без образования много не получишь.. - или как?
[info]kitya - ( 2003-08-12 18:29:18 )
Вообще-то в больших японских компаниях зарплата зависит преимущественно от возраста и стажа. Так что молодые обычно получают одинаково мало, что мужчины и что женщины и что с образованием и что без.
[info]web_squirrel - ( 2009-06-05 13:16:13 )
уже во 6 лет прошло с написания этого поста, а в России все больше пахнет западом, все позже стали женится и обзаводиться детьми:( и вот у меня при приеме на работу спросили: а что для вас важнее семья или работа?я конечно соврала.но тут так же как ты пишешь- хотят что бы жили на работе.
[info]kitya - ( 2009-06-05 13:20:25 )
Увы, Россия выбрала не самое приятное направление развития...