2003-11-07 19:39:00

Россия: Цитату упер.

«...И вот я спрашиваю вас, где наши мудрецы, наши мыслители?...Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили... Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь...»

Чаадаев. 1836 год. No comments :)

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 47 )

[info]ronny_ - ( 2003-11-07 10:51:35 )
167 лет назад... Неумный человек. Или вроде Ольшанского и Караулова - зарабатывал, видать, языком, не умея ничего полезного сделать в этой жизни. Тогда ясны категоричность и лозунговость. Ему бы в ЖЖ - во френдов бы набежало...
[info]kitya - ( 2003-11-07 10:56:10 )
Это скорее истерика была у человека. Но тем не менее - а что можно называть из того что Россия внесла в мировую культуру? Не за двадцатый век - а во времена Чаадаева. Обвинять Чаадаева в неумности это тоже несколько категорично :)
[info]ronny_ - ( 2003-11-07 11:05:09 )
Никит, я даже думаю, что ты меня прекрасно понял :))) Я не стану разбирать его словеса по одному и как-то понятно опровергать. Ты сам это можешь. Дело все в том, что когда читаешь первый раз и поддаешься музыке слов и мастерству речи автора, который в этом, несомненно, талантлив (я так сразу и сказал!) - хочется воскликнуть "Бля! А ведь он же прав на все сто!" Но если не торопиться и немного подумать - видна вся демагогия, игра, замысел и подоплека этой такой красивой и пламенной речи. Одно только добавлю - для тебя специально - отнеси эти слова в том времени к любой другой нации. Укладываются, правда, в любое место нашего шарика, нет? Не буду я с тобой спорить. Пусть другие, если охота. А что ты со мной или уже согласен или согласишься вскоре - не сомневаюсь ни капли :)))
[info]kitya - ( 2003-11-07 11:08:54 )
Нет, я как раз не думаю, что он прав на все 100. Совсем нет. Мне просто кажется очень важным, что он так думал. Не думаю, что это было кокество с его стороны, все-таки.
[info]prokofyev - ( 2003-11-07 14:57:04 )
> Одно только добавлю - для тебя специально - отнеси эти слова в том времени к любой другой > нации. Укладываются, правда, в любое место нашего шарика, нет? Да! Так как Китя пишет в основном про Японию, я думал, что и это про нее. Еще мысль была: "Конечно автор цитаты слишком самокритичен, не все так было плохо, но японцы жили в изоляции, им простительно". И вдруг - Чаадаев про Россию. Такой облом. :)
[info]kitya - ( 2003-11-07 15:00:27 )
Ага. umeshu тоже так подумала :) Да и я бы вне контекста бы ее за цитату японца какого бы принял. Они любят быть самокритичными :) Мне потому это все и понравилось.
[info]maxxk - ( 2003-11-07 18:43:30 )
ИМХО (подчёркиваю, иМхо), одна из отличительных особенностей именно японцев - культ самокритики :)
[info]kitya - ( 2003-11-07 18:48:23 )
Да, у японцев похвалить себя - высшая степень невежливость, как нассать в парадной :)
[info]arpad - ( 2003-11-07 11:03:03 )
Легки мы на подъем. Судить. Несчастный и несчастливый - да. А был бы неумным - имя бы его через упомянутое время не перескочило. И хандрил Чаадаев в то время когда все вокруг шло прекрасно, велись завоевания и дули патриотические трубы. Российская империя была преисполнена сознанием собственного превосходства. Не прошло и двадцати лет, как это превосходство навсегда рухноло в пыль в Крымскую войну.
[info]kitya - ( 2003-11-07 11:06:02 )
Я поэтому и написал No comments, что судить нельзя. Я не говорю, что сейчас мы должны с этим согласится. Совсем нет. Сейчас и тогда разные время совсем. Просто премичательно мне кажется что тогда умный человек думал именно так.
[info]arpad - ( 2003-11-07 11:11:10 )
Не столько думал, сколько тошнило его от окружающей действительности. Анализировать что-либо следует исключительно в контексте, как вы и заметили.
[info]kitya - ( 2003-11-07 11:16:25 )
Ну тогда примечательно, что умного человека тошнило :)
[info]arpad - ( 2003-11-07 11:19:32 )
Ну бывают такие времена когда такая реакция естественна. А в то время она была еще и нова. Беднягу Чаадаева в результате терпеть не могли. А зря.
[info]kitya - ( 2003-11-07 11:22:05 )
Это верно. Его кажется вообще сумашедшим считали.
[info]aksuk - Известно, что Чаадаев ( 2003-11-07 17:31:18 )
Любил прийти на бал какой-нибудь и стоять мрачно у колонны все веселье. При этом франт он был большой и одевался шикарно. Пушкин подстебывался над ним (уже и не помню, в каком стихе), а прочие, да, за психа держали.
[info]kitya - Re: Известно, что Чаадаев ( 2003-11-07 17:35:36 )
О. Он мне нравится все больше и больше :)
[info]maxxk - ( 2003-11-07 18:46:28 )
ИМХО, _анализировать_ что-либо надо с большого расстояния, тогда больше шансов сделать это объективно. А "лицом к лицу - лица не увидать"
[info]umeshu - ( 2003-11-07 13:12:01 )
Ба, а я думала - это опять про Японию :))))))
[info]kitya - ( 2003-11-07 13:21:40 )
Ну не все же мне про Японию вспоминать :))) Про нее тоже много сказать всего можно, впрочем....
[info]umeshu - ( 2003-11-07 13:25:58 )
А ведь все тоже самое. По крайней мере, по состоянию на 1836 год:))
[info]kitya - ( 2003-11-07 13:28:03 )
Ну вообщем-то да :)
[info]mingbai - ( 2003-11-07 15:00:51 )
Ну как же! На момент 1836 года русские уже побывали дружной толпой в Париже, и научили француских официантов слову "Быстро!", отсюда пошло слово "бистро", и вообще можно сказать концепция фаст-фуда. :-)
[info]kitya - ( 2003-11-07 15:03:28 )
Ну если фастфуд это великое изобретение, то Рональд Макдональд - самый мудрый человек на свете. Что, наверняка, и есть правда :)))))
[info]mingbai - ( 2003-11-08 12:27:27 )
Ну, Макдональдс основал Рой Крок. Который, кстати, совсем не дурак был. Рассказывают такую байку про то, как встречаясь со студентам бизнес школы то ли Гарварда, то ли Стэнфорда, он задал им простой вопрос: "What business I am in?" На что студенты удивленно ответили: - "Понятно в каком! Фаст-фуд", а он им: "Ни фига! I am in real estate business. Посмотрите, типа, на локейшены моих ресторанов."
[info]kitya - ( 2003-11-08 12:31:07 )
Ну это понятно. Я так шучу. В бизнес смысле - он великий человек. Его бизнес что называется грейт американ бизнес, на равне с кока-колой.
[info]kitya - ( 2003-11-07 15:04:47 )
Я к тому, что дело не в том правда ли в этом утверждении или нет, а в том, сколько людей могли бы сказать такое про свою страну и по какой причине...
[info]mingbai - ( 2003-11-07 15:21:37 )
С определенной точки зрения именно на тот, 1836 год, Чаадаев прав. Россия до того времени развивалась очень обособленно, была своя уникальная культура, не евпропейская. Это вот уже с момента Чаадаевских времен Россия становится более "понятной" европейцам. Только с начала 19 века Россия начинает разговаривать европейским языком. И тогда появляются и произведения литературы и исскуства признанные на Западе, достижения науки т.д. Хорошо это или плохо? Фиг знает. Мне вот сейчас кажется, что уж лучше бы мы не рубили это "оконо в Европу". Были бы сейчас уникальной цивилизацией как Китай или Индия, было бы интересней. А то вдолбили в голову русского, что он, типа, европеец, а европейцам с этого до сих пор смешно. Нужно было развиваться обособленно и посылать всех нафик.
[info]kitya - ( 2003-11-07 15:30:34 )
Тем не менее даже японцы уже отказались от того чтобы развиваться обособленно и вот все последнее время только и делают, что пытаются догнать все то, что неуспели за то время как развивались обособленно.
[info]mingbai - ( 2003-11-07 15:40:49 )
Согласен. И китайцы тоже очень активно приспосабливают западные штучки под себя. Но именно "приспосабливают" под свою уникальную культуру. Культура японцев и китайцев просто пережирает все что ей попадется под зубы. Русский, используя достижения Запада, ставит их выше себя, а китаец, используя достижения заморских дьяволов, ставит их ниже себя. Чисто психологически.
[info]kitya - ( 2003-11-07 15:51:02 )
Не знаю про китайцев, а вот у японцев совсем не так, чуство что запад во всем их лучше очень у многих есть. Те же свои комиксы только любители японии за-границей зовут словом манга, большинство же японцев предпочитает западное слово комикс.
[info]sovok - ( 2003-11-07 18:35:12 )
Но тем не менее - а что можно называть из того что Россия внесла в мировую культуру? Не за двадцатый век - а во времена Чаадаева. Чаадаев занимался дешёвым передёргиванием. Россия была одной из множества стран, довольно молодой ещё империей. К тому времени она конечно ещё уступала начавшим индустриальную революцию Англии, Германии и Франции, но "вносила в мировую культуру" уже гораздо больше, чем какие-нибудь одряхлевшие Испании и Швеции. А вообще явление не такое уж уникальное. Шопенгауэр всю жизнь презирал напыщенно-солдафонскую культуру Германии и восхищался подлинным изяществом Франции и т. д.
[info]kitya - ( 2003-11-07 18:55:51 )
Что именно? Фамилии, адереса, явки? Нет, я не издеваюсь, просто правда не могу вспомнить, но вполне возможно я чего-то забыл, но что-то мирово-признанных умов на 1838 год я не вспоминаю. Хотя конечно, объективные причины, молодая страна вообщем и молодая империя - это да, все понятно. И потом за 19 и до 20 век у нас много мировых достижений и в Литературе и во всяких Физиках-Математиках. Про Шопенгауера не знал, но все-таки он уже был посже, хоть и немного. А в 20 веке такие слова уже все кому ни лень говорили, да, "Да порази тебя сифилис старая сука Англия" это мы все знаем. Но на сколько я понял вроде Чаадаев первый из великих людей который произнес (написал) публично такое мнение и кажется в его время это было достаточно героическим шагом.
[info]likh - ( 2003-11-08 03:18:44 )
про суку - Олдингтон? потерянное поколение? см. предисловие к Толкину =))) Я, по-крайней мере, именно там о нем впервые услышал, а потом уже нашел книжку на полке. А то что немцы считали отсталой Германию и молились на французов- это было. И не только у немцев
[info]kitya - ( 2003-11-08 06:59:04 )
Ага, конечно. Я про Олдингтона от Шиппи узнал, а от него же видимо узнали и сотавители предисловий, так? Ну на Французов в свое время все молились. До мировых войн франция была последнем из центров мира (как до этого испания и голандия ими побывали) - французский язык был международнным,все открытия и т.д. делались во франции. это как сейчас США - такие они тогда были.
[info]sinistrorsum - Ницше о немцах: не пейте вина и пива ( 2003-11-08 00:48:13 )
"Есть ли немецкие философы? есть ли немецкие поэты? есть ли хорошие немецкие книги?" - спрашивают меня за границей. Я краснею, но с храбростью, свойственной и мне в отчаянных случаях, отвечаю: "Да, Бисмарк" - Разве я посмел бы хоть только сознаться, какие книги читают теперь?... Проклятый инстинкт посредственности!- - Чем мог бы быть немецкий ум, кто только не размышлял об этом с тоскою! Но этот народ самовольно одурял себя почти в течение тысячи лет: нигде так порочно не злоупотребляли двумя сильными европейскими наркотиками, алкоголем и христианством. С недавнего времени к ним прибавилось еще и третье, которое одно уже способно доконать всякую тонкую и смелую гибкость ума, - музыка, наша засоренная, засоряющая немецкая музыка. - Сколько угрюмой тяжести, вялости, сырости, халата, сколько пива в немецкой интеллигенции! Как это собственно возможно, чтобы молодые люди, посвятившие жизнь духовным целям, не чувствовали в себе первого инстинкта духовности, инстинкта самосохранения духа - и пили бы пиво?..
[info]kucha_mala - Re: Ницше о немцах: не пейте вина и пива ( 2003-11-08 05:14:09 )
Ну и какие же книги читаются нынче в германии, о коих вам упомянуть стыдно? а вы сами, с кем, кроме бисмарка знакомы?
[info]sinistrorsum - FN ( 2003-11-08 06:01:14 )
Он умер и не сможет ответить :( А немцы сейчас читают правильные кошерные книжки, одобренные еврейской общиной... Свастики и всякие неприятные вещи им главный раввин из книжек аккуратно ножницами вырезал, чтобы дух не смущать. И ведут немцы себя хорошо. А кто плохо себя ведет, тому еврей пальчиком погрозит и немец сразу извиняться начинает и принимает позу подчинения, чтобы в отставку не отправили. Культурный народ, немцы.
[info]kucha_mala - Re: ошибочка вышла ( 2003-11-08 17:08:06 )
а, извиняюсь. я так поняла, что вы цитату приводите, чтобы свою точку зрения проиллюстрировать, потому, ответ ожидала, собственно, от вас, а не от ницше. недопоняла. извиняюсь.
[info]sinistrorsum - Re: ошибочка вышла ( 2003-11-08 23:32:17 )
Вы тоже извините за предыдущий мой комментарий, ядовитость его была направлена не на вас, я как раз почитал местную израильскую прессу о успехах еврейской общины Германии в борьбе с "антисемитами" и не сдержался.
[info]kucha_mala - Re: îøèáî÷êà âûøë&agrav ( 2003-11-09 04:31:02 )
Я не задета. Тем более, что сама, не вчитавшись и не разобравшись, чуть ли не с Ницше полемику начала. Но, всё равно спасибо, что не почли за лишнее извиниться. Мне приятно.
[info]kitya - Re: Ницше о немцах: не пейте вина и пива ( 2003-11-08 07:05:50 )
Это позднее, сильно позднее сказано :)
[info]sinistrorsum - Re: Ницше о немцах: не пейте вина и пива ( 2003-11-08 23:25:04 )
Да, лет на пятьдесят позже, но как похоже. Два безумца.
[info]kitya - Re: Ницше о немцах: не пейте вина и пива ( 2003-11-09 06:12:50 )
Великолепных, гениальных безумца тем не менее :)
[info]arpad - А.Ф.Воейков Дом сумасшедших ( 2003-11-10 12:04:40 )
.... Нумер третий: на лежанке Истый Глинка восседит; Перед ним дух русский в склянке Не откупорен стоит. Книга Кормчая*) отверста, А уста отворены, Сложены десной два перста, Очи вверх устремлены. «О Расин! откуда слава? Я тебя, дружка, поймал: Из российского «Стоглава» «Федру» ты свою украл. Чувств возвышенных сиянье, Выражений красота, В «Андромахе» – подражанье «Погребению кота»» Вот Сладковский . Восклицает: «Се, се россы! Се сам Петр! Се со всех сторон зияет Молния из тучных недр! И чрез Ворсклу, при преправе, Градов на суше творец С драгостью пошёл ко славе, А поэме сей – конец!» Чудо! – Под окном на ветке Крошка Батюшков висит В светлой проволочной клетке; В баночку с водой глядит, И поёт он сладкогласно: «Тих, спокоен сверху вид,*) Но спустись на дно – ужасный Крокодил на нём лежит». ....
[info]kitya - Re: А.Ф.Воейков Дом сумасшедших ( 2003-11-10 12:17:56 )
:)
[info]uma_palata - ( 2005-09-30 23:12:59 )
Калека. Как вывихнули человеку моск, так он всю жизню-то свою и мыкался, исходя ненавистью к России. Пожалел бы, да больно ядовитая гадина была.
[info]kitya - ( 2005-10-01 04:43:06 )
его и при жизни так же лечили...