2003-12-22 17:03:00

Япония: День рождения императора.

А у нас сегодня праздник, а у нас выходной. Повезло нам сегодня вот по какому поводу – сегодня выходной по поводу дня рождения императора нашего, защитника и благодетеля. Императорская линия в Японии – одна из самых древних в мире и японцы этим очень гордятся. Секрет такого заметного долголетия, впрочем, простой, ни сейчас ни в прошлом императоры в Японии не имели реальной власти, а только декоративную. Поэтому и убивать их никому не было интересно. Вот сёгунов всяких – это всегда пожалуйста.

Какая польза от императоров кроме того что в день их рождения можно пойти в императорский дворец и помахать японским флажком перед носом живого императора в клет… простите, «за стеклом»? Ну еще они морально ответственны за всё что происходит и по ним считаются года в японском летоисчислении. С этими годами, между прочим, целая проблема. На календарях всяких да и в разговорах никто не заморачивается – все считают по григорианскому календарю. Но как только официальный документ – так сразу все года написаны в японском летоисчислении. В других азиатских странах подобные календари уже давно отменили – но в Японии закон – все официальные документы могут быть только по японскому календарю. От проездных на метро до налогов. Устроено это так – сначала говорится название эпохи потом год внутри этой эпохи. Эпохи в древности у них менялись вообще как попало – то указ какой-то издадут и новую эпоху придумают, то еще что-то, но с 1979 года был принят закон о том, что эпоху надо менять только по случаю смены императора. Эпоха Шоува таким образом пока за всю их историю получилась самой длинной с 1926 по 1989 по нашему календарю у них был один император, целых 64 года. Вот, к примеру, я по всем местным документам родился в 53 году этой эры Шоува. А сейчас вот эра – Хейсей, год пока 15-ый, а с первого января 16-ый пойдет.

Но что хорошо? Хорошо что зато проблемы 2000 года у них не было. Но перевести год из японского летоисчисления в наше и обратно не возможно без полной таблицы. И это ещё не все – для полного счастья новая эра начинается с дня вхождения императора на трон, но кончается ровно 31 декабря. То есть к примеру, год 1989 является годом 64 эры Шоува и, одновременно, но только с 7 января 1989 по 31 декабря 1989 этот год можно официально называть годом 1 эры Хейсей. Это потому, что 7 января один император умер и новый принял власть.

С именами императоров тоже глюк. Император (это только мужчина) сначала рождается принцем и ему дают его родители имя. Живет он себе живет под этим именем, а потом старый император умирает и принца назначают новым императором. В этот момент принц своё имя теряет и с тех пор имени не имеет. Называют его только «Его величество Император» (Тенно Хейка), назвать его по старому имени – это жутко не вежливо, это как Володькой Путина обозвать. Но при этом глупые гайджины об этом не знают ничего и во всей иностранной прессе императора продолжают звать по его имени, которое у него было пока он был принцем. К примеру, поищите слово Акихито – это так звали нынешнего императора до того как он стал императором. Ужас.

При этом вообще-то имя эпохи совпадает с именем императора. Но получить это имя и император и эпоха должны после окончания эпохи и это имя выбирается специальным советом который придумывает имя исходя из оценки произошедшего в эту эпоху. Это вроде как прозвища русских царей, типа «Грозный», - слова на имена в таких случаях идут тоже такие вроде «Процветание». Но не иметь имя текущей эпохи показалось почему-то не удобным и поэтому совет по выбору имени для эпохи и императора теперь собирается два раза – в день начала правления и в день конца. И имя они выбирают в день начала правления, а в день конца его утверждают. Или меняют на другое, если окажется что эпоха не оправдала ожиданий. В таком случае все прошедшие года надо будет переименовывать поэтому до такого доходит редко. Ну разве что если процветание в загибание переименовать надо уж совсем точно будет. То есть текущее имя эпохи Хейсей это что-то вроде чернового варианта имени, но скорее всего он так и останется и после смерти это имя получит нынешний император. А вот сейчас его звать Хейсей тоже никак нельзя, это как смерти ему пожелать.

В довершение всей этой путаницы те императоры что родились до эры Мейджи (более 130 лет назад) в современных документах считаются не по своим эрам а по годам внутри «периода Эдо». Ну это чтобы жизнь мёдом не казалась.

Ну ладно, вот самым любопытным полная таблица, которую я честно спёр из энциклопедии.

· 645 大化 Taika

· 650 白雉 Hakuchi

· 686 朱鳥 Shucho

· 701 大宝 Taiho

· 704 慶雲 Keiun

· 708 和銅 Wado

· 715 霊亀 Reiki

· 717 養老 Yoro

· 724 神亀 Jinki

· 729 天平 Tenpyo

· 749 天平感宝 Tenpyo-kampo

· 749 天平勝宝 Tenpyo-shoho

· 757 天平宝字 Tenpyo-hoji

· 765 天平神護 Tenpyo-jingo

· 767 神護景雲 Jingo-keiun

· 770 宝亀 Hoki

· 781 天応 Ten'o

· 782 延暦 Enryaku

· 806 大同 Daido

· 810 弘仁 Konin

· 824 天長 Tencho

· 834 承和 Showa

· 848 嘉祥 Kajo

· 851 仁寿 Ninju

· 854 斉衡 Saiko

· 857 天安 Tennan

· 859 貞観 Jogan

· 877 元慶 Genkei

· 885 仁和 Ninna

· 889 寛平 Kanpyo

· 898 昌泰 Shotai

· 901 延喜 Engi

· 923 延長 Encho

· 931 承平 Shohei

· 938 天慶 Tengyo

· 947 天暦 Tenryaku

· 957 天徳 Tentoku

· 961 応和 Owa

· 964 康保 Koho

· 968 安和 Anna

· 970 天禄 Tenroku

· 973 天延 Ten'en

· 976 貞元 Jogen

· 978 天元 Tengen

· 983 永観 Eikan

· 985 寛和 Kanna

· 987 永延 Eien

· 988 永祚 Eiso

· 990 正暦 Shoryaku

· 995 長徳 Chotoku

· 999 長保 Choho

· 1004 寛弘 Kankou

· 1012 長和 Chowa

· 1017 寛仁 Kannin

· 1021 治安 Jian

· 1024 万寿 Manju

· 1028 長元 Chogen

· 1037 長暦 Choryaku

· 1040 長久 Chokyu

· 1044 寛徳 Kantoku

· 1046 永承 Eisho

· 1053 天喜 Tengi

· 1058 康平 Kohei

· 1065 治暦 Jiryaku

· 1069 延久 Enkyu

· 1074 承保 Joho

· 1077 承暦 Shoryaku

· 1081 永保 Eiho

· 1084 応徳 Otoku

· 1087 寛治 Kanji

· 1094 嘉保 Kaho

· 1096 永長 Eicho

· 1097 承徳 Jotoku

· 1099 康和 Kowa

· 1104 長治 Choji

· 1106 嘉承 Kajo

· 1108 天仁 Tennin

· 1110 天永 Ten'ei

· 1113 永久 Eikyu

· 1118 元永 Gen'ei

· 1120 保安 Hoan

· 1124 天治 Tenji

· 1126 大治 Daiji

· 1131 天承 Tensho

· 1132 長承 Chosho

· 1135 保延 Hoen

· 1141 永治 Eiji

· 1142 康治 Koji

· 1144 天養 Ten'yo

· 1145 久安 Kyuan

· 1151 仁平 Nimpei

· 1154 久寿 Kyuju

· 1156 保元 Hogen

· 1159 平治 Heiji

· 1160 永暦 Eiryaku

· 1161 応保 Oho

· 1163 長寛 Chokan

· 1165 永万 Eiman

· 1166 仁安 Ninnan

· 1169 嘉応 Kao

· 1171 承安 Shoan

· 1175 安元 Angen

· 1177 治承 Jisho

· 1181 養和 Yowa

· 1182 寿永 Juei

· 1184 元暦 Genryaku

· 1185 文治 Bunji

· 1190 建久 Kenkyu

· 1199 正治 Shoji

· 1201 建仁 Kennin

· 1204 元久 Genkyu

· 1206 建永 Ken'ei

· 1207 承元 Jogen

· 1211 建暦 Kenryaku

· 1213 建保 Kempo

· 1219 承久 Jokyu

· 1222 貞応 Joo

· 1224 元仁 Gennin

· 1225 嘉禄 Karoku

· 1227 安貞 Antei

· 1229 寛喜 Kanki

· 1232 貞永 Joei

· 1233 天福 Tenpuku

· 1234 文暦 Benryaku

· 1235 嘉禎 Katei

· 1238 暦仁 Ryakunin

· 1239 延応 En'o

· 1240 仁治 Ninji

· 1243 寛元 Kangen

· 1247 宝治 Hoji

· 1249 建長 Kencho

· 1256 康元 Kogen

· 1257 正嘉 Shoka

· 1259 正元 Shogen

· 1260 文応 Bun'o

· 1261 弘長 Kocho

· 1264 文永 Bun'ei

· 1275 建治 Kenji

· 1278 弘安 Koan

· 1288 正応 Shoo

· 1293 永仁 Einin

· 1299 正安 Shoan

· 1302 乾元 Kengen

· 1303 嘉元 Kagen

· 1306 徳治 Tokuji

· 1308 延慶 Enkyo

· 1311 応長 Ocho

· 1312 正和 Showa

· 1317 文保 Bunpo

· 1319 元応 Gen'o

· 1321 元亨 Genko

· 1324 正中 Shochu

· 1326 嘉暦 Karyaku

· 1329 元徳 Gentoku

· 1331 元弘 Genko

· 1334 建武 Kemmu

· 1336 延元 Engen

· 1340 興国 Kokoku

· 1346 正平 Shohei

· 1370 建徳 Kentoku

· 1372 文中 Bunchu

· 1375 天授 Tenju

· 1381 弘和 Kowa

· 1384 元中 Genchu

· 1390 明徳 Meitoku

· 1394 応永 Oei

· 1428 正長 Shocho

· 1429 永享 Eikyo

· 1441 嘉吉 Kakitsu

· 1444 文安 Bunnan

· 1449 宝徳 Hotoku

· 1452 享徳 Kyotoku

· 1455 康正 Kosho

· 1457 長禄 Choroku

· 1460 寛正 Kansho

· 1466 文正 Bunsho

· 1467 応仁 Onin

· 1469 文明 Bunmei

· 1487 長享 Chokyo

· 1489 延徳 Entoku

· 1492 明応 Meio

· 1501 文亀 Bunki

· 1504 永正 Eisho

· 1521 大永 Daiei

· 1528 享禄 Kyoroku

· 1532 天文 Tenbun

· 1555 弘治 Koji

· 1558 永禄 Eiroku

· 1570 元亀 Genki

· 1573 天正 Tensho

· 1592 文禄 Bunroku

· 1596 慶長 Keicho

· 1615 元和 Genna

· 1624 寛永 Kan'ei

· 1644 正保 Shoho

· 1648 慶安 Keian

· 1652 承応 Joo

· 1655 明暦 Meireki

· 1658 万治 Manji

· 1661 寛文 Kanbun

· 1673 延宝 Enpo

· 1681 天和 Tenna

· 1684 貞享 Jokyo

· 1688 元禄 Genroku

· 1704 宝永 Hoei

· 1711 正徳 Shotoku

· 1716 享保 Kyoho

· 1736 元文 Genbun

· 1741 寛保 Kanpo

· 1744 延享 Enkyo

· 1748 寛延 Kan'en

· 1751 宝暦 Horeki

· 1764 明和 Meiwa

· 1772 安永 An'ei

· 1781 天明 Tenmei

· 1789 寛政 Kansei

· 1801 享和 Kyowa

· 1804 文化 Bunka

· 1818 文政 Bunsei

· 1830 天保 Tenpo

· 1844 弘化 Koka

· 1848 嘉永 Kaei

· 1854 安政 Ansei

· 1860 万延 Man'en

· 1861 文久 Bunkyu

· 1864 元治 Genji

· 1865 慶応 Keio

· 1868 明治 Meiji

· 1912 大正 Taisho

· 1926 昭和 Shouwa

· 1989 平成 Heisei

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 66 )

[info]desolee - ( 2003-12-22 08:22:04 )
как все сложно :)
[info]kitya - ( 2003-12-22 08:25:06 )
А то как же!
[info]kanashigeni - ( 2003-12-22 10:18:28 )
Как я не завидую японским школьникам на уроках истории...это же надо, запоминать исторические события в таком то летоисчислении...
[info]kitya - ( 2003-12-22 10:25:52 )
Я бы им в любом случае бы не завидовал бы.
[info]kanashigeni - ( 2003-12-23 03:07:59 )
Неужто у них все так плохо?
[info]kitya - ( 2003-12-23 06:28:33 )
Ага. Страших надо слушаться. Это ужастно.
[info]nekokit - ( 2003-12-22 08:23:42 )
Таблица - супер! Осталось только запомнить:))))) Пожелаем им всем побольше здоровья! Интересно, как же они все-таки поступят с Айко-сама?
[info]kitya - ( 2003-12-22 08:25:58 )
А чего там? Знаешь лучший способ обидить всех японцев? Скажи, что слышала, что император на самом деле кореец. Такой слух и правда есть, но его очень не любят :)
[info]mingbai - или китаец... ( 2003-12-22 10:29:07 )
есть устойчивая байка о том, что все японцы произошли от неудачного эксперимента по отысканию эликсира долголетия. Сотню китайцев и китаянок отправили на остров для чистоты эксперемента, а они там и остались.
[info]kitya - Re: или китаец... ( 2003-12-22 10:32:05 )
Ужас. Но для японцев быть корейцами еще обиднее чем китайцами :)
[info]mingbai - Re: или китаец... ( 2003-12-22 10:34:43 )
это да... корейцам вообще в этом треугольнике, мягко говоря, не сладко.
[info]kitya - Re: или китаец... ( 2003-12-22 10:35:49 )
Угу. Мне их даже жалко.
[info]v_b - ( 2003-12-22 09:19:13 )
Фоменко на них не хватает :)
[info]kitya - ( 2003-12-22 10:24:20 )
Он и ими займется :)
[info]aalien - ( 2003-12-22 11:04:38 )
Зачем Фоменко? Все уже есть: http://lib.ru/PROZA/ESKOV_K/japan_oxumoron.txt Замечательная штука.
[info]kitya - ( 2003-12-22 11:06:01 )
И Еськов туда же...
[info]aalien - ( 2003-12-22 11:11:03 )
Ну так он же мастер художественного апокрифа, ему положено.
[info]kitya - ( 2003-12-22 11:11:55 )
Ну я так ничего его и не смог прочитать :)
[info]aalien - ( 2003-12-22 11:14:23 )
А-а. Это несколько меняет дело. С другой стороны - и Фоменку иногда приятно бывает почитать. Забавно, скажем так.
[info]kitya - ( 2003-12-22 11:17:38 )
Фоменку я как раз в детсве читал, весело было. Хоть я и не согласен с его выводами, но сам метод у него конечно верный. А вот еськов мне наскучил сразу.
[info]aalien - ( 2003-12-22 11:20:35 )
Ну, на вкус и цвет фломастеры приятно разнятся. Ключевое слово - "весело".
[info]kitya - ( 2003-12-22 11:22:40 )
ну понятно.
[info]mingbai - ( 2003-12-22 15:47:41 )
интересно, какой у него метод верный? омонимов-топонимов? ну-ну... Я бы ему предложил доказать, что национальность "хуй" в Китае есть ничто иное как все, собравшиеся в одном месте люди, посланные однажды в соотвествующее место. :-)
[info]kitya - ( 2003-12-22 16:00:26 )
Он так и делает. Помню в одной книжке он писал что нашел в летописи слова типа и с запада пришли эти "грязные скоты", после чего он сразу сделал вывод "за этим легко угадываются шотландцы (scott)". Верно не это, верно то, что история составленная простым приклеиванием различных документов друг к другу без тщательного анализа обречена быть не верной и сильно удлиненной. Ну скажем вот в России во всех школьных учебниках написано о войне 1812 года и сказано что в ней русские победили Наполеона. С другой стороны во всех школах франции в учебниках написано, что Наполеон победил в 1812 году Россию. И у тех и других есть веские основания на свое мнение. А вот историк через тысячу лет, не проводящий частотного анализа текстов, обречен посчитать это двумя разными войнами и удлиннить историю.
[info]mingbai - ( 2003-12-22 16:36:25 )
Один отдельный историк, конечно, может сделать такую ошибку, да и то только на моменте поступления в ВУЗ, но в целом, по исторической науке, погрешность тут я думаю не велика.
[info]kitya - ( 2003-12-22 16:53:04 )
нет, я как раз думаю что погрешность очень большая, особенно за древнюю историю. это может сейчас историки умные, а тогда какие-нибудь монахи которым делать нечего было составляли историю за времена о которых они лично уже ничего не знали. и потом эти данные практически всегда воспринимались как однозначная истина. что не есть верный подход. это как в известной истории про то что у мухи 8 ног.
[info]mingbai - ( 2003-12-22 16:56:30 )
ну, монахи не единственный источник информации. Посмотрите на список курсов и дисциплин нормального исторического факультета. Они там разве что медицину не изучают.
[info]kitya - ( 2003-12-22 17:17:22 )
Конечно. Источники бывают самые разные. Только про древность источников остается очень мало. Большая часть истории древней руси к примеру известна ровно из одной летописи. классичейский подход исторической науки говорит что любой летописи надо верить и основная задача историка склеить разные летописи и прочие дополнительные данные вместе в единую картину. Фоменко же и точнее еще до него Морозов и другие утверждают, что кроме склеивания в истории необходим еще один инструмент - вырезание. это классическая история не делает и это ошибка.
Аноним - ( 2003-12-22 19:49:35 )
классичейский подход исторической науки говорит что любой летописи надо верить Это какой видимо ну уж очень классический подход. Летопись - это источник, с которым нужно работать. А вовсе не верить всему, что там написано. И такому подходу уже куда больше века.
[info]kitya - ( 2003-12-22 19:51:27 )
К примеру история России - это большой частью Соловьев и Карамзин, а они действовали очень классически.
[info]a_p - ( 2003-12-22 20:16:48 )
Всё-таки в современной Франции учат, что русская кампания была катастрофой для Гранд Арме (И выражение "beresina" в современном французском обозначает именно последнюю фазу катастрофы). Хотя Бородино имеется-таки в некоторых списках славных французских побед и чисто технически это действительно может быть представлено как победа (русских погибло больше и поле боя осталось за французами).
[info]kitya - ( 2003-12-22 20:28:37 )
Хм. Меня учили правда это давно было, что Наполеон не хотел захватить Россию а хотел проучить русского царя, что блестяще зделал побывав в Москве после чего сам решил уходить назад, так как его цель была выполнена.
[info]a_p - ( 2003-12-22 21:01:43 )
Хм. Насколько я понимаю, это всё правда и не противоречит русской версии. Но, рассказав это, французы всё же упоминают гибель полумиллиона солдат и офицеров (от каковой демографической катастрофы Франция не поднялась до сих пор), а также казаков в Париже (бистро, ага). Подтверждение этого - вышепомянутая березина в повседневном языке. Хотя, от учителя к учителю могут быть, хм, отличия.
[info]kitya - ( 2003-12-22 21:22:42 )
Да, это понятно. Но просто по русской версии - была доблестная победа русского войска. По французкой - была удачная операция Наполеона, выполненная хоть и с потерями, но в соответсвии с планом, являющаяся победой наполеона. Вот.
[info]a_p - ( 2003-12-22 22:31:59 )
Ну хорошо. Предлагаю компромисс: у некоторых французских учителей истории - как вы говорите, а у некоторых - как я.
[info]kitya - ( 2003-12-23 06:15:20 )
Ну ладно, соглашусь. Но не известно, какая из версий доживет через 100 лет. А вот в более древние времена такие расхождения встречались, очевидно, еще чаще.
[info]a_p - ( 2003-12-23 15:20:34 )
Потому что интернету (в обобщённом смысле) не было.
[info]kitya - ( 2003-12-23 16:13:50 )
сказал как отрезал :)
[info]challenger - ( 2003-12-22 12:16:14 )
хм. А у нас как получается тогда? Последняя закончившаяся эра была эра Ельцина?, а до него эра Горбачева. Ну чем мы отличаемся от японцев?:))
[info]kitya - ( 2003-12-22 15:53:12 )
У нас теперь эра Путина а у них - Хейсей. Большая разница :)
[info]pornomutant - ( 2003-12-22 12:31:25 )
что-то я немного недопонял, вот скажем сегодня я бы какую дату поставил на документе 23.12.15 или как :), а с месяцами как и с днями
[info]kitya - ( 2003-12-22 15:54:00 )
Именно так. Месяцы и дни у них нормальные, григоринаские. Эта вся наука только про годы.
[info]pornomutant - ( 2003-12-22 16:10:58 )
надо было сразу спросить, как отличить скажем 25 сентября 7 года текущей эры от 25 сентября 7 года предыдущей эры, видимо еще какие-то есть обозначения
[info]kitya - ( 2003-12-22 16:49:47 )
перед годом сначала название эры пишется.
[info]katevnik - ( 2003-12-22 17:06:47 )
Ух ты!!! Как интересно %)))))))
[info]kitya - ( 2003-12-22 17:18:01 )
А ты думала.
[info]murzuk - ( 2003-12-22 18:03:43 )
А что слово "Хейсей" означает?
[info]kitya - ( 2003-12-22 18:07:01 )
Сложно перевести. Что-то типа "мирный" или "стремящийся к миру".
[info]nekokit - ( 2003-12-22 19:27:19 )
А вы не ходили сегодня в Императорский дворец императору ручкой помахать?:))))
[info]kitya - ( 2003-12-22 19:30:23 )
Не-а. Мы, если честно, там ни разу не были. Не любим мы людные места. Мы любим где тихо и спокойно.
[info]nekokit - ( 2003-12-22 19:37:02 )
Я тоже сегодня не была. Говорили, что туда собирались сотни тысяч человек. Но в обычные дни это очень тихое и нелюдное место.
[info]kitya - ( 2003-12-22 19:52:14 )
Ну мы все равно ленивые. И у нас около дома еще тише. А там мы только вокруг гуляли у сакур, а внутрь - как-то все время закрыто было :)
[info]nekokit - ( 2003-12-22 20:09:18 )
Когда есть с кем гулять, тогда и около дома очень хорошо:))) А заходить во внутрь можно только в день рождения императора и на お正月, вроде бы.
[info]kitya - ( 2003-12-22 20:27:31 )
Ну около дома я один гулял, а Катинка наряжала ёлку и выгнала меня чтобы я ей не мешался :)
[info]nekokit - ( 2003-12-22 20:33:28 )
Ой, а что вы на елку вешаете? Сами игрушки делаете? Или яблоки, пастилу и шоколадные конфеты? Или из стоеннового магазина?
[info]kitya - ( 2003-12-22 20:51:06 )
Где я пастилу найду? В основном из стоенового и других игрушековых магазинов. Ну и с ёлкой много дали.
[info]live_journalist - ( 2003-12-22 21:42:37 )
Вот спасибо! Наконец-то ясность появилась. Такой еще вопрос: 1978 год это 52-й или 51-й год эпохи Shouwa?
[info]kitya - ( 2003-12-22 21:48:34 )
Это 53. потому что первый год в эпохе не 0, а 1.
[info]alija - ( 2003-12-22 22:43:22 )
Вообще-то думаю каждый народ любит усложнять себе жизнь.... Но про историю императорской семьи очень интересно читать, особенно как к ним относились. Но вот видишь у тебя появился еще одни год рождения. :)
[info]kitya - ( 2003-12-23 06:27:26 )
Да, но просто подобные календари были всюду и во всех странах которые я знаю они уже давно отмененены, кроме Японии.
[info]alija - ( 2003-12-25 17:18:13 )
Зато это для них лишний повод ькнуть нас в свою уникальность...
[info]kitya - ( 2003-12-25 17:19:23 )
конечно :)
[info]avichka - Ну...балин..как чувствовала. ( 2003-12-23 00:36:23 )
А я сегодня ваш праздник по-своему отметила:))) Посмотрела "Убить Билла". Почему-то решила, что буду смотреть его, только когда пойдет снег. Эмоций море. Зрелищно! Цветно! Музыкально! Ритмично! Как по мне -- то лучший фильм Тарантино. А ты видел? Хотела спросить, как тебе пришлись по вкусу его эксперименты с японской стилистикой...
[info]kitya - Re: Ну...балин..как чувствовала. ( 2003-12-23 06:28:12 )
Не, я не смотрел, я ленивый :)
[info]shurick - ( 2003-12-24 17:54:13 )
да... как все запутано... :)))
[info]kitya - ( 2003-12-24 22:45:10 )
А ты думал :)