Технические открытия постоянно меняют нашу жизнь, все наше сознание, наше время провождение, нашу ментальность. Как бы мы сейчас жили бы без Интернета? Или вот так же в свое время нашу культуру изменило открытие парового двигателя и постройка паровоза. Появился способ перевозить быстро товары и людей, стали более доступны путешествия, общество стало более мобильным – изменения действительно революционные.
Но что раньше яйцо или курица? Мы стали более мобильными потому, что мы изобрели паровоз или мы изобрели паровоз потому, что что-то такое произошло в сознании общества, что мы захотели стать более мобильными. Известно, к примеру, что паровой двигатель был в каком-то смысле известен ещё даже в древней Греции. У них он использовался для автоматического открытия тяжелых дверей в храмах. А паровоз древние греки не стали изобретать. И даже если бы мы показали им его, то они, скорее всего, просто бы удивились такой ненужной вещи – зачем куда-то ездить на тяжелой железной штуке, когда всюду, куда нужно нормальному человеку можно доскакать на лошади или дойти пешком?
В нашем современном мире техника стала практически универсальной по всему миру. В каждой стране все мы пользуемся одними, по сути, телевизорами, компьютерами, телефонами. Конечно, уровень бедности в разных странах делает эту технику более или менее доступной широким слоям населения, но, в целом, все всюду одинаково.
За исключением Японии. Общественное мнение зачастую полагает, что Япония – это какой-то технический рай, где техническое обеспечение населения опережает Европу и Америку просто таки в разы, сотовые телефоны такие, к которым европейцам еще топать и топать, новая модель приставки Sony PS появляется на год раньше всех других рынков, существуют какие-то необыкновенные компьютеры и т.п. То есть это все действительно есть, но из этого делается один совершенно неверный вывод – то что Япония опережает другие страны по развитию техники, а другие страны отстают и придут к тому же состоянию, что и Япония, но с опозданием, когда Япония уже уйдет еще дальше.
Что же такое техническое развитие страны? Может, это насколько хороши инженеры в этой стране? Но в современном мире инженеры только придумывают новые технические игрушки, но не производят их. Фактически цель инженеров только в том, чтобы создавать патенты на новые технологии, которые потом экспортируются в страны производители, вроде Китая, где по готовым технологиям и идеям производится собственно продукт. Это называется экспорт патентов. И по нему отставание Японии (которой самой приходится покупать очень много патентов из США и Европы) высоко не только от США (лидера в этой области), но и от западной Европы. Некоторые технические производства очень сложны и требуют высоких затрат и множества умных инженеров и опыта. Япония, к примеру, может похвастаться своей автомобильной промышленностью, но слышал ли кто-нибудь, к примеру, о японской авиационной промышленности? И тут выходит, Япония скорее технически уступает, чем бежит впереди планеты всей. А производство электронной техники и японских фирм все равно происходит большой частью в Китае.
Но в Японии действительно есть много уникальных для Японии замечательных технических новинок, которые, кстати, совершенно не обязательно изобретены или произведены в Японии. Откуда же они тогда берутся и почему не попадают в остальной мир, когда производителю, очевидно, выгоднее продавать товар на как можно более широком рынке?
Если мы присмотримся поближе, то заметим, что на самом деле во многих странах есть технические новинки, которые есть «только у них». Во Франции первый в мире появился самый быстрый высокоскоростной поезд TGV, в Дании светофор следит за количеством машин и пешеходов и переключается автоматически рассчитывая оптимальную тактику. Секрет в том, что ментальность и вообще жизнь и культура в разных странах отличается, и поэтому в одной стране появляется иногда спрос на то, что не нужно больше нигде, кроме как у них. В Токио примеру почти на каждом углу есть автоматы в которых можно купить и записать любую песню на свой MD диск (по песне), но таких замечательных автоматов нет во Франции. Зато во Франции на каждом углу есть автоматы – видео прокаты кассет и ДВД дисков, а Японские видео прокаты устроены по старинке, как обычные магазины. Одной культуре понадобилось одно, а другой другое.
Японская ментальность и культура, бесспорно, отличается от западноевропейской довольно сильно. Поэтому и отличий бросается в глаза сразу много. Но это именно отличия, а не техническое отставание одной страны от другой. Вывод о том, что Япония технически опережает Европу из факта о том, что маленькие MD-плееры вытеснили почти полностью CD-плееры в Японии, а в Европе все еще CD-плееры достаточно популярны, так же не верен, как если бы мы сказали, что Япония отстает от России в технологии производства домов, потому, что большинство домов в Японии строится из дерева, а в России из бетона или кирпича. Просто то, что есть сейчас только в Японии, очевидно, не нужно никому нигде кроме Японии, а то, что есть только в России, не нужно нигде кроме России и т.д. Постороннему наблюдателю кажется странным – как же не нужно, вот же все ее тут покупают, как же не нужно? Но это экономический факт. Поэтому лучше искать уже ответ на вопрос – почему не нужно.
Множество факторов устройства нашей жизни самым необычным образом влияют на наше потребление. К примеру, в Японии небольшая территория населена большим, компактно живущим населением. Это уже очень важный экономический фактор. Именно по этому, к примеру, тиражи центральных японских газет – самые высокие в мире. Не потому, что японцы лучше умеют читать лучше американцев, к примеру. А потому, что, когда население живет очень плотно и в одном часовом поясе, то можно обеспечить одновременную доставку одной и той же газеты и при этом одна и та же новость будет интересовать всех. В США же, наоборот, люди живут на более большой территории и значительно более разрежено, в разных частях разные часовые пояса и новости единые на страну интересуют меньшую часть населения, в то время как большая более заинтересована в получении локальных новостей из газет своего города или штата. Таким образом, тираж центральных газет в США – меньше японских, а местных – больше.
Та же плотность населения влияет и, к примеру, на устройство сотовых телефонов. Чем плотнее живет население тем проще чаще поставить передатчики-соты. Тем меньше мощность сигнала нужна от самого телефона, тем меньше можно сделать батарейку, тем легче и меньше телефон и больше места остается чтобы запихнуть в него, к примеру, цифровую камеру. Другой фактор – то что Япония остров, позволяет без проблем выбрать собственный стандарт несовместимый с путешествиями за границу. А вот люди живущие в Европе, вряд ли бы на это согласились. Третий фактор, который делает японские телефоны такими крутыми – модель продаж. В Европе человек покупает себе сотовый телефон и может выбрать себе провайдера услуги отдельно. Таким образом от него требуются затраты на аппарат, но потом он может выбрать наиболее выгодного оператора. В Японии же аппараты не имеют сменного модуля для подключения к разным операторам. Они подключены раз и на всегда и без подключения – бессмысленны. Поэтому их и отдают практически бесплатно, но покупатель заплатит стоимость его во много большую, фактически арендуя телефон у провайдера. Естественно, что бесплатность аппарата подталкивает покупателя его чаще менять и тем торопить принятие новых моделей в обществе, а так же отсутствие сменного модуля подключения тоже экономит место в аппарате.
Просто надо понимать, что европейские телефоны не будут догонять японские и ни через год, ни через два, телефоны в Европы не станут такие, как телефоны в Японии сейчас. Скорее всего (это верно не только для телефонов, но и для всей другой техники) через несколько лет разница и в культуре и в технике в разных странах будет сокращаться, то есть мы все пока идет к какой-то общей технике и общей культуре, но идем разными путями. И Япония и Европа и США придут к 4G или как там его назовут, но придут немного с разных сторон :)
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 64 )