В далекие времена, когда еще не было ни интернета, ни живого журнала, когда не было бетонных небоскребов и мусорных островов – множество маленьких островов зелеными пятнами покрывали синюю гладь Токийского залива. С их берегов люди ловили морские раковины, чайки – мелкую рыбешку, соколы – мышей, а обезьяны – всё подряд. Острова Сарушима, Касаджима, Хирашима, Такогайжима – всего было более десяти, целый архипелаг, и люди называли его Тошима – «10 островов». Эти люди были жадные до земли – они засыпали море, присоединяли острова, снимали с них землю. Сейчас из всех островов остался только один – Сарушима, обезьяний остров.
Как ни странно остров сохранился благодаря военным. До конца второй мировой войны на острове была размешена небольшая военная база в кирпичных укреплениях и свободный доступ на остров открылся только после войны. Сейчас к острову каждый час курсирует маленький кораблик, а на острове зевак ждут развалины крепости и пляж из белых поломанных ракушек. Ходить больно, но смотреть красиво.
А рыбаков ждет рыба и ракушки.
Легенда гласит, что в апреле 1253 года монах Ничирен пересекал Токийский залив на своем корабле. Поднялся шторм и монах встал на нос корабля и запел песню, взывающую к морскому дракону. Гигантский дракон поднял голову из воды, и шторм затих, а тихие воды принесли монаха к острову. Белая обезьяна вышла ему на встречу и провела его корабль через рифы в безопасную гавань.
Теперь на острове нет обезьян, но каждый день приплывают люди, отдыхают и купаются. А потом возвращаются, оставляя игрушки.
И уезжают, назад, в город цемента и асфальта.
Фотографировала лучшая на свете kat_inka
***
Тем, кто равнодушен к деревьям можно дальше не читать. Даже, впрочем, не знаю, кому читать то, что написано дальше стоит.
Люди живущие в стекле и бетоне похоже правда начинают любить цветную пластмассу и столбы. Наверное, им не нужны деревья. Вчера вот несколько жжистов стали смеяться над моей грустью о потерянной природе и хвалить замечательный футуристический мусорный остров, с его бетонными небоскребами, копией статуи свободы и маленькой копией Италии. Удивительные люди! Они думают, что Япония – это такое монолит, с единым мнением, который нельзя ругать. Они пишут слова в защиту Японии от меня. Даже если бы я хотел, то не мог бы напасть на Японию или причинить ей какой-то вред. Они видят в этом острове огромное достижение японской культуры и технологии. Простите, но увидеть в таких островах ничего кроме эклектики я не могу.
Сложно представить большего отрицания японской культуры. Когда первые европейцы попали в Японию – их больше всего поразил дух простоты царящий в жизни людей. В отличие от европейцев японцы не строили крепких каменных стен, не отгораживались от природы. Японцы жили в почти бумажных домах, живые деревья создавали тень, а солнце – освещало через открытые окна и двери. Острова из мусора покрытого бетоном, гигантизм небоскребов – как людям где в идеал возводилось правило «довольствоваться малым» потребовалось так много?
Токио, как, к сожалению, и большинство других японских городов отличается какой-то патологической ненавистью к живой природе, и патологической любовью к бетону. Если вы видели пост-апокалиптические пейзажи в аниме – то поверьте мне в одном – я не знаю другого места кроме Токио, где было бы так просто поверить в их реальность. Япония – единственное место на земле, где во всех городах все муниципальные деревья на аллеях и вдоль дорог стригут перед началом зимы, оставляя несчастные обрубки – торчащие палки стволов с обрезанными ветками. Смысл в том, что так город экономит на уборке опадающих листьев – ветки с листьями просто уничтожаются до того, как листья пожелтеют и начнут падать. Так человек успешно уничтожил самое красивое время года – осень, сделал ее неотличимой от других сезонов, - и лишился возможности шуршать золотыми листьями по асфальту, смотреть на водовороты красных листочков в воздухе. Жителям городов приходится тратить несколько часов на дорогу, чтобы отъехать куда-то в горы, где еще сохранились деревья, где еще падают красные листья.
Да и в горах деревьям становится с каждым годом все меньше и меньше. Япония единственная из азиатских стран, где до сих пор повсеместно применяются одноразовые деревянные палочки. Компания Митсубиши губит дождливые леса Мексики в этом варварском процессе.
Наверное, многие замечают (знают), что в Японии каждую весну огромный процент населения одевает, белые марлевые маски, как у хирургов, на лицо. Причина этих масок – аллергия на пыльцу дерева суги, японский кедр. Жуткая аллергия, затрагивающая глаза и кожу, каждую весну выводит тысячи людей из рабочего состояния. Особенно подвержены аллергии люди недавних годов рождения. Подобной аллергии не существует ни в одной стране мира и иностранцы, проживающие в Японии, в большинстве случаев не имеют аллергию на кедр, однако, после долго проживания в Японии (более 10 лет) большая доля иностранцев так же зарабатывает эту аллергию.
Вы видели когда-нибудь самурая с аллергией, в маске?
Фокус в том, что подобной аллергии в древней Японии не было – она всего лишь результат современного вмешательства человека в природу. Тропические леса Японии были очень богатыми на разные виды крупно листовых деревьев – жара и влажность обязывают. Беда в том, что эти деревья все разные, кривые и косые – неудобные к индустриальной заготовке. Самое удобное дерево для производства – кедр. И после войны правительство Японии приняло программу замены лесного покрова. Горные леса безжалостно вырубались и на их месте в ряд, как военные на марше, высаживаются кедры. На сегодняшний день уже 43% всего лесного покрова в Японии заменено кедром. Такого дисбаланса одного дерева ко всем другим не случалось ни в одной стране – и вот пыльца кедра вызвала аллергию. Думаете, что программу замены лесного покрова остановили? Как бы ни так. Она работает до сих пор, только сейчас высаживаются генетически измененные кедры, без пыльцы вызывающей аллергию.
Варварство? Или, может, ненависть к деревьям в крови? В конце концов, большая часть японской традиционной культуры – культура насилия и военных, культура тоталитарного контроля. Какая принципиальная разница между пытками дерева в горшке – бонсаем, и пытками целого леса?
Популярное мнение, озвучиваемое ультра правыми японцами (и, что удивительно, многие гайджины с ними в этом соглашаются, хотя те же ультраправые стоят на улице с плакатами «гайджины вон из Японии»), предполагает, что Японию «испортило» влияние западной технологии. То есть вот приехал командор Перри и все испортил. В 1868 году, когда началась модернизация и революция – один из лозунгов звучал как Вакон йосай – западная технология + японский дух. Что определило результат?
Из истории мы знаем, что во многих азиатских странах, там где европейцы были допущены к влиянию на процессы, именно европейцы помогли сохранить многие памятники культуры и традиционные искусства, когда в волне индустриализации самим азиатам они казались не нужны. В Японии же всем заправлял чистый японский дух.
Каким же тогда образом так трансформировались такие "традиционных" искусства как икебана (букеты цветов) и чайная церемония. Современные школы чайной церемонии выпускают книги с набором строжайших правил на сколько сантиметров от края татами и под каким углом держать чашку, а школы икебаны учат учеников вымерять точные правильные углы между цветами. Это выглядит как традиция, однако, традицией не является. Фактически это отрицания всего о чем была японская культура. Настоящее искусство икебаны не предполагало замены углов, а чайная церемония не была регламентирована по сантиметрам. Это был мистический процесс, в котором надо было "почувствовать" как сделать правильно. А все эти правила для них изобрели только в 60-х годах, примерно в таком же "милитаристом" ключе как и изменившееся тогда образование в школе.
Отношение современной чайной церемонии и современной икебаны к настоящей чайной церемонии и настоящей икебане, такое же, как отношение музыки к военному маршу. Это эклектика, так же как гигантские небоскребы, вырубка деревьев, и мусорные острова.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 270 )