Вот праздник окончания учебного года в институте, шумная толпа народа, студенты в черных костюмах, студентки в кимоно, зеленый чай из банок и жаркое солнце – и только вот там, вот в том углу, стоит маленькая кучка разноцветных людей – индусов, китайцев, русских, турок, французов – это иностранные студенты и они гайджины.
Моя начальница на работе думает, что относится ко мне так же, как к другим японцам. Она даже специально говорит со мной только по-японски, хотя она знает английский гораздо лучше, чем я – японский. Но вот маленькая черта – она принесла мне обенто, но какой! Обенто – готовый обед в коробке, который едят все японцы на работе. Обязательно состоит из риса и кусочков разной ерунды – жутко соленной красной рыбы, японских маринадов, рисовых макарон, соевого соуса и горчицы васаби. Мне же принесли гайджинскую бенто – с котлетой и картошкой, правда к рису. Как можно есть котлету палочками я вас спрашиваю? Впрочем, я думаю, ее вообще есть нельзя.
На самом деле для того, чтобы быть гайджином не обязательно даже быть иностранцем. Гайджином можно быть и в своей стране. Нужно то всего ничего – чувствовать себя другим. Мой турецкий друг Халдун рассказал мне недавно, что первое, что он сделал, когда вернулся в свой родной университет в Турции после года проведенного в Японии – это пошел на праздник и встал там с другими иностранными студентами. Он просто уже не мог и не хотел ощущать себя кем-то другим.
Так бывает и с японцами – уедет человек за границу, а потом вернется в Японию, а он, гляди, уже и гайджин. И друзья у него сразу подбираются самые что ни на есть гайджинские, так уж получается. Вот, например, японские друзья Катинки – протестанты, священники, учились за границей. А теперь вот вернулись, в страну, где даже просто японский ребенок слишком хорошо говорящий по-английски в школе подвергается остракизму со стороны сверстников. А бывает так – что японцы и не могут вернутся. Например, во Францию уезжают многие японцы учится, потому что во Франции японцы в правах на получение стипендии почему-то приравнены к бывшим колониям. Учатся они во Франции потом и оказывается, что все распределение на фирмы из института они пропустили, и что образование у них не то, и что возвращаться им особо и некуда. Так получается японская утечка мозгов. В США тоже многие уезжают, у нас в институте студенты и ученые многие мечтают. Японские спортсмены уже уехали в США в таком количестве, что пресса сравнивает ситуацию с СССР, когда каждый спортсмен хотел сбежать если только мог.
Один мой японский друг, Наоки, уже родился в США. И вернулся в Японию. И первое что он сделал, когда вернулся в Японию – открыл свой дот.ком, тогда ещё модно было. Наоки был, конечно, японцем, но он был гайджином. В его квартире круглые сутки жила, ночевала, гуляла такая толпа иностранцев, что квартира напоминала калейдоскоп – русские, немцы, бельгийцы, словаки, итальянцы. Не было только других японцев. Потому, что Наоки – был другим, хотел быть другим, и бросал свою инаковость как вызов.
Вам доводилось ли когда-нибудь наносить визит в какую-нибудь японскую фирму? Думаю, по всему миру процесс в любой японской фирме будет одинаков. Предположим, вам надо встретится с директором. Директор, конечно, выйдет не сразу, но сразу выбежит девушка, а может и бабушка, и кланяясь вам в пояс и вежливо семеня маленькими шажками обязательно принесет вам чай.
Вы допьете чай – и вам принесут ещё. Все время, обязательно, будет эта девушка-тень, молчаливая слуга, старающаяся не попасться вам на глаза и обеспечить вас чаем. Я знаю только одну японскую фирму, где это не так. Это – фирма Наоки. В ней вам тоже принесут чай, но принесет его мужчина, генеральный директор. Сам Наоки. Потому, что он считает, и совершенно справедливо, что женщина приносящая чай – это моральная эксплуатация женщин в японском социуме. Когда к Наоки пришел на переговоры крупный представитель одной адвокатской конторы, то его глаза сами стали похожи на блюдца, когда Наоки сам подал ему чай. Честно-честно самые натуральные блюдца, как в аниме.
Мне кажется, что наше гайджинское место в мире именно такое. Что Б-г создал гайджинов именно для того, чтобы те, кто считают себя в доску своими, могли посмотреть на самих себя и на нас глазами размерами с блюдце.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 217 )