2004-09-02 05:13:00

Россия: Время помолчать.

Возвращение из Хиросимы и соответственно возвращение к интернету принесло жуткие новости из России. Читаю всякие новости непрерывно, анализ, заявления. Тошно.

Кто-то говорит, ага, я еще год, пять, десять лет назад говорил, что надо Чечню (чекистов) отделить забором, разбомбить атомной бомбой, заасфальтировать (нужное подчеркнуть). Послушали бы меня, тогда бы сейчас ничего такого не было.

Они правы. Сделай иначе, вышло бы иначе. Это причинно-следственная связь. У любого зла в этом мире есть причина. И в конце концов она, конечно, в нас самих. Задавила машина? Не надо было торопиться. Взрыв бомбы? Это вина нашей доблестной генералов, замучивших чеченских женщин, что им уже больше нечего делать. Ну и наша, что мы этих генералов поддержали. Это вам и любой бандит скажет. Вора – вынудили обстоятельства, убийцу – спровоцировали. Иначе и не бывает, совершенно верно, никто не любит зло, только ради зла. Какой простор для философии!

Ещё ведь в шестом веке был совершенно потрясающий человек, римский сенатор Боэций. Философ. Герой. Над ним висел смертный приговор (приведенный в исполнение в 525 году), по обвинению в заговоре. Боэций ждал смерти и писал книгу. De Consolatione Philosophiae. Пользуясь одной логикой он пришел к такому заключению – зла в мире нет вообще. Все что не делается – то к лучшему, omnem bonam prorsus esse fortunam. Зло – это только отсутствие добра. В незнании своем люди стремятся назвать злом те испытания, которые посылает им господь для блага их. Вся причина всех зол только в нас самих.

Боэций – герой. Но смогли ли бы вот вы подумать тоже самое если бы вас ждала смертная казнь? Если бы вы сидели в заложниках в школе или ждали оттуда своего сына?

И даже если мы все герои и сами можем, то можем ли мы требовать того же от тех кто там? Можете сказать нашим школьникам, что они виноваты в том, что не выступили против войны в Чечне, которая и привела к тому, что с ними сейчас? А можете сказать школьникам города Хиросима, что они виноваты в бомбе, потому, что не остановили своих пап, когда они пошли убивать американцев?

Я не могу. Можно копаться в себе. Искать философские причины. Искать исторические параллели. Искать неверные или верные шаги, свои, Путина, - да кого угодно. Но сказать – нельзя.

То, Что Я Должен Сказать

Я не знаю зачем и кому это нужно

кто послал их на смерть недрожащей рукой

только так бесполезно, так зло и ненужно

опускали их в Вечный Покой

Равнодушные зрители молча кутались в шубы

и какая-то женщина с искаженным лицом

целовала покойника в посиневшие губы

и швырнула в священника обручальным кольцом

Забросали их елками, закидали их грязью

и пошли по домам под шумок толковать

что пора положить уже конец безобразию

что и так уже скоро мы все начнем голодать

И никто не додумался просто встать на колени

и сказать этим мальчикам что в бездарной стране

даже светлые подвиги это только ступени

в бесконечные пропасти к недоступной Весне

Я не знаю зачем и кому это нужно

кто послал их на смерть недрожащей рукой

только так бесполезно, так зло и ненужно

опустили их в Вечный Покой.

Вертинский

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 63 )

[info]v_melnik - ( 2004-09-01 13:36:44 )
Очень хотелось написать кое-что по этому поводу о детализации и генерализации, но не буду, поскольку в таком контексте мои слова могут вызвать негативную реакцию у тех, кто предпочтёт их с этим контекстом для себя как-то связать. В отрыве от контекста - с удовольствием бы...
[info]kitya - ( 2004-09-01 13:48:34 )
честно говоря не знаю что имеется ввиду
[info]v_melnik - ( 2004-09-01 13:58:33 )
Да, разумеется, я ведь ничего и не сказал.
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:11:15 )
логично
[info]aalien - не по делу ( 2004-09-01 14:06:07 )
Сенатор, наверное, все же Боэций?
[info]kitya - Re: не по делу ( 2004-09-01 14:11:52 )
наверное так. надо поправить. я честно говоря не уверен как его русскими буквами пишут, видел только в английской транскрипции так что вот.
[info]aalien - ( 2004-09-01 14:17:56 )
Никоим образом не хотел обидеть, просто месяц подряд переводил греко-римлян из английского текста в русский. Теперь нервно вскидываюсь. Если Boëtius или Boëthius - точно он.
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:22:53 )
Я никоим образом не обижаюсь. Наоборот - большое спасибо. Поправил. Я просто не знал. Я именно его имел ввиду - Boethius. Насколько я знаю он чуть ли не святой в православии но может я путаю.
[info]ikadell - ( 2004-09-01 14:06:28 )
Поиск виноватого - самое неблагодарное на свете занятие, потому что, как правило, не влечет за собой конструктивного вопроса "как с этим быть". Мы (профессиональный юрист и политолог-любитель) вчера посвятили около часа попыткам найти логический выход из осетинской ситуации под заголовком: "если бы я был самый главный звездный человек, я бы". Не нашли. Теоретическое отсутствие тоже не доказалию ПОд конец малодушно огорчились, что все зависит не от нас, а от тех, в чей здравый смысл верить еще труднее
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:14:07 )
да я и думаю вот что виноватый то понятен, но что с того? ничего.
[info]mingbai - ( 2004-09-01 15:14:41 )
вот именно. потому что виноватый уже умер.
[info]kitya - ( 2004-09-01 22:54:09 )
мне кажется он далеко не один, виноватый.
[info]mingbai - ( 2004-09-02 04:16:57 )
ну да, и большинство все-таки уже умерли. Поколения назад.
[info]kitya - ( 2004-09-02 04:18:12 )
да это и не важно думаю...
[info]mingbai - ( 2004-09-02 04:28:19 )
а что важно?
[info]kitya - ( 2004-09-02 04:45:22 )
"просто встать на колени" как писал Вертинский думаю.
[info]mingbai - ( 2004-09-02 04:50:45 )
ну да, вставшим на колени удобнее головы рубить.
[info]kitya - ( 2004-09-02 04:53:47 )
и все-таки люди встают на колени когда просят прощения у своих близких.
[info]mingbai - ( 2004-09-02 04:56:57 )
Потому что "вставание на коление" это культурный акт, способ коммуникации. Близкие - его понимают однозначно. Но есть культуры, в которых упасть на колени ни в коей мере не означает примирения.
[info]kitya - ( 2004-09-02 05:06:37 )
так я и думаю что прощения надо просить у своих, у близких. а чужие культуры - до них нам еще далеко.
[info]galkin - ( 2004-09-01 14:19:06 )
самое простое решение - самое правильное...
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:23:17 )
так где же оно простое - я не вижу.
[info]mak_ - ( 2004-09-01 14:32:14 )
Я видел генералов - они пьют и едят нашу смерть... вот только что по внутриофисной рассылке пришло: из "источников, заслуживающих доверия", стало известно "что в Москве на данный час находится минимум 20 террористов-смертников". мда. то ли истерию наводят, то ли полмосквы взорвут...
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:37:13 )
Это не зря Гребенщиков конечно сказал про генералов. Но делать то что все равно мне не понятно совершенно :(
[info]mak_ - ( 2004-09-01 14:49:54 )
ничего. ничего нельзя сделать. "Остановите Землю, я сойду."
[info]kitya - ( 2004-09-01 14:50:37 )
так грустно вот значит :(
[info]vassanta - ( 2004-09-01 15:32:18 )
в какой-то стране есть такой госчиновник - министр РАЗоружения, обязательно женщина... ...вот нужно разогнать нафих все армии, а всех военных в больницы отправить няничками - пусть учатся сочувствию, терпению и любви к ближним... ...терпеть ненавижу военных... причем с 2-хлетнего возраста..
[info]kitya - ( 2004-09-01 22:58:33 )
уловка 22. помню мама рассказывала что года в четыре мне когда было я ехал с ней в автобусе куда-то и что-то хулиганил и какая-то бабушка мне сказала что чего ты хугалинишь, разве так должен себя вести будущий защитник родины. и я тогда задумался и с серьезным видом сказал - что вы бабушка, я не такой дурак, чтобы в армию идти. полавтобуса, говорят, было в шоке. СССР еще был.
[info]all_ya_secrets - не Гребенщиков ( 2004-09-01 17:27:45 )
это песня времен гражданской войны.
[info]romx - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-01 19:09:01 )
Ну да. У нас гражданская война последние 15 лет идет...
[info]all_ya_secrets - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-01 19:12:55 )
Да что Вы! Она у нас далеко не 15 лет идет - гораздо, гораздо дольше.
[info]kitya - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-01 22:55:01 )
ой я не знал. а какая песня?
[info]all_ya_secrets - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-02 04:47:50 )
Кить, разволновалась - не увидела подписи Вертинский. Я думала, ты Гребенщикова упомянул, т.к. он эту песню исполнял. "Я не знаю зачем и кому это нужно..." - слышала в исполнении Вертинского, но не знаю, его ли.
[info]kitya - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-02 04:51:14 )
А. Понял. Мы просто говорили о разном. Вертинский написал эту песню сам, его песня. На первую мировую войну, а не на гражданскую только. А Гребенщикова я вспомнил из-за другой песни которую тут в комментариях процитировали - перестроечной. Полковник Васин приехал на фронт Со своей молодой женой. Полковник Васин созвал свой полк И сказал им: Пойдем домой. Мы ведем войну уже семьдесят лет, Нас учили, что жизнь - это бой, Но по новым данным разведки Мы воевали сами с собой. Я видел генералов, Они пьют и едят нашу смерть, Их дети сходят с ума От того, что им нечего больше хотеть. А земля лежит в ржавчине, Церкви смешали с золой. И если мы хотим, чтобы было куда вернуться, Время вернуться домой. Этот поезд в огне, И нам не на что больше жать. Этот поезд в огне, И нам некуда больше бежать. Эта земля была нашей, Пока мы не увязли в борьбе, Она умрет, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе. А кругом горят факелы, Это сбор всех погибших частей. И люди, стрелявшие в наших отцов, Строят планы на наших детей. Нас рожали под звуки маршей, Нас пугали тюрьмой. Но хватит ползать на брюхе - Мы уже возвратились домой. Этот поезд в огне, И нам не на что больше жать. Этот поезд в огне, И нам некуда больше бежать. Эта земля была нашей, Пока мы не увязли в борьбе, Она умрет, если будет ничьей. Пора вернуть эту землю себе.
[info]all_ya_secrets - Re: не Гребенщиков ( 2004-09-02 04:56:41 )
Во-во! Спасибо, все прояснил. :)
[info]ronny_ - ( 2004-09-01 15:01:15 )
Ты молодец. Потому что все очень правильно сказал. Я чувствовал так, а сказать - не мог. Ты молодец.
[info]kitya - ( 2004-09-02 00:47:30 )
да нет, я ничего. это все Вертинский сказал.
[info]greentroll - Amin, Kitya! ( 2004-09-01 15:12:14 )
Ty vse skazal!
[info]kitya - Re: Amin, Kitya! ( 2004-09-02 00:52:58 )
все сказал Вертинский, я только процитировал его песню.
Аноним - ( 2004-09-01 15:32:51 )
Да, Боэций- знаменитый философ. Книжка эта "Утешение философией" называется. Нас ее еще в универе заставляли читать. Книжка стоящая. Только вот кого она может утешить?
[info]kitya - ( 2004-09-02 00:48:32 )
никого наверное. я просто другого утешения уже и не знаю :(
[info]overrider - ( 2004-09-01 15:37:43 )
Кто виноват, и что делать. Вопрос возникает постоянно, со времен ледникового периода.
[info]kitya - ( 2004-09-02 00:49:09 )
ответ вот все что-то не возникает. наверное с вопросом тоже значит что-то не так :(
[info]overrider - ( 2004-09-02 01:01:06 )
Сейчас уже не упомню кто, но кого-то из фантастов было: "проблемы морально-этического свойства вообще не имеют решения"
[info]kitya - ( 2004-09-02 01:03:55 )
видимо это действительно так.
[info]jkz - ( 2004-09-01 16:01:02 )
вы все правильно сказали
[info]kitya - ( 2004-09-02 00:52:13 )
только бесполезно :(
[info]kucha_mala - ( 2004-09-01 21:21:42 )
:-( Согласна. Очень. А я сейчас как раз "Утешение философией" читаю, только не Боэция, а современного автора Alain De Botton-а. Очень интересное изложение. :-)
[info]kitya - ( 2004-09-02 00:49:45 )
Интересно, это что пересказ Боэция? Я не знал.
[info]kucha_mala - ( 2004-09-02 07:21:50 )
Не, это скорее не пересказ Боэция, а как бы трактовка многих философов, начиная Сократом и заканчивая Монтенем и Ницше, и того, как их идеи и воззрения могут быть применимы к сегодняшнему дню, к актуальным событиям, к нашей собственной жзни и к нам самим. Сам De Botton преподаёт философию в лондонском университете. На мой взгляд, очень интересно. :-)
[info]kitya - ( 2004-09-02 09:30:57 )
понятно. действительно интересно, наверное.
[info]nokard - ( 2004-09-02 08:25:33 )
Никогда не ищу виноватых. Вообще не думаю о том как так получилось. Просто стараюсь, чтоб несчастье больше не повторилось. Делаю для этого что могу. Могу не много, но делаю, потому что больше ничего не остается.
[info]kitya - ( 2004-09-02 09:47:59 )
жалко что очень мало мы можем сделать....
[info]nokard - ( 2004-09-02 11:16:37 )
Нет, не так. Как жаль, что, тех кто делает то малое, что может, так мало. Сила в массовости. Корни в воспитании, если бы всех нас воспитывали по другому, был ли бы мир лучше? Можно ли воспитанием изменить человеческую природу, уменьшить склонность к насилию или нет? Я не знаю ответа на этот вопрос и никто, по-моему, не знает. А так всегда будут те кто создает и те кто разрушает, кто-то воспитывает детей, а кто-то их убивает. Воспитывают миллионы, а убивают единицы, но легче от этого никому не становится.
[info]kitya - ( 2004-09-02 11:24:36 )
к сожалению история очень мало знает примеров когда массовость рождала благую силу - и много - ужасную. так что я не знаю в чем сила.
[info]odin2000 - ( 2004-09-02 09:05:17 )
Китя, не путайте прозвища сотруднико госбезопасности ("чекисты") и чеченцев ("чечены", "чехи"). А вообще... э... короче, ноу комментс.
[info]kitya - ( 2004-09-02 09:55:34 )
да я их не сильно отличаю. мне как-то всеравно.:(((
[info]esc - ( 2004-09-02 15:39:36 )
Китя, а что такого сделали с твоими любимыми чеченцами, что они вот так вот обращаются с детьми? http://www.utro.ru/gallery.shtml?20040903child,1,17,,240
[info]kitya - ( 2004-09-03 01:11:51 )
ну и к чему ты это спросил? я право не хочу ни с кем говорить о крови.
[info]esc - ( 2004-09-03 01:29:30 )
Да так, спросил вот просто.
[info]kitya - ( 2004-09-03 01:37:37 )
а разве еще есть какая-то разница что именно с моими любимыми чеченцами делали? я думаю уже нет. непонимаю.
[info]sedelnikoff - Да полноте вам, батенька, драматизировать ( 2008-10-22 12:38:56 )
Ведь вдумчивый человек(а по прошествии лет это стало просто очевидно) не мог не понять то, что Беслан был от начала и до конца спланирован в Кремле. Да что там- Шамиль Басаев был человеком ГРУ. Ну задание у него такое было. Даже орден там получил, посмтертно. Награда нашла героя. И это я вам не огульно заявляю, у меня информация изнутри есть кое какая. Видите ли, по молодости лет я в в 95- 97 годах участвовал в Чеченском конфликте на стороне сепаратистов, по идейным соображениям( не подумайте, что мне было дело до этого их алахабишпармаха, которого то изначально и не было, и который появившись ближе к году 97му стал меня раздражать- на том и разошлись наши пути). Но я до сих пор поддерживаю связь с живущим и в диаспоре участниками тех событий, а они, в свою очередь, в курсе событий второй фазы конфликта последних лет. Да что там- помните знаменитый "захват" Буденновска(на самом деле нас интересовали не столько "заложники", сколько сама больница, в услугах которой нуждались наши люди, и где мы попали в окружение) в котором я участвовал лично и могу засвидетельствовать- все жертвы среди так называемых "заложников" и мирных жителей имели несчастье оказаться на линии огня российской армии, которая лупила по больнице без разбора просто имея целью тупо уничтожить все в ней живое.
[info]kitya - Re: Да полноте вам, батенька, драматизировать ( 2008-10-22 13:30:56 )
нда