Супермаркет в Токио – это не тоже самое, что супермаркет где-нибудь там в Америке. И самая большая разница даже не в продуктах внутри – а в том, что у супермаркетов в США строят парковки для машин, а у Токийского супермаркета ни одного места ни для одной машины никогда нет, но зато есть всегда большая (и часто многоэтажная) парковка для велосипедов. Это между прочим очень удобно, потому что просто так в городе припарковать велосипед нельзя. Велосипед, который стоит просто так – его полиция конфискует и увозит. Потом надо в это место специально ехать, подходишь к такому огромному складу конфискованных велосипедов, вводишь номер своего (тут у всех велосипедов номера зарегистрированные в полиции, как у машин), платишь штраф в 30 долларов примерно в автоматическую кассу и получаешь свой (изрядно помятый) велосипед. Бывают еще платные многоэтажные велосипедные парковки – но там минимально надо купить билет на один день и стоит он 1 доллар. А если тебе с место на место надо ездить? Так и разориться можно. А вот у магазинов – можно парковать всегда и бесплатно, правда только когда магазин работает, с закрытием магазина все велосипеды выкидывают на улицу, а парковку закрывают до утра – чтобы на ночь люди места не занимали. Хорошо хоть мне со станцией, от которой я на работу езжу, повезло – я там нашёл себе бесплатную парковку у детской площадки, на которой бомжи живут. Там хорошо, всегда можно на целый день велосипед оставить. А в других местах - вот такая вредность. Ну и ладно. А домохозяйки в Токио так всегда на велосипедах по магазинам и ездят – в один заедут, яблоко одно купят, в другой – пакет молока, а в корзинку велосипеда всё это хорошо складывается. Я не настоящая домохозяйка, но тоже после работы в магазин заехать могу. Пришел в супермаркет, припарковал велосипед на стоянке, вошел вовнутрь. Возвращаюсь с покупками - а на парковке велосипедов кто-то успел прямо под моим велосипедом припарковать ещё вот такую морду.
Ну, разве не счастье?
И вот ещё что я вспомнил, ходя между полками в магазине. Массовое общество, как известно, началось с изобретения мануфактуры. Товары стали лучше и дешевле – но они за одно потеряли свою индивидуальность, одни люди стали более похожи друг на друга одев одинаковые кроссовки фирмы «аддидас», а другие – тоже более похожи друг на друга одев одинаковые кроссовки фирмы «заря», и от этого в результате появились национализм, Гитлер, Сталин и прочие до этого не известные человеку гадости, а так же психоанализ, который нашёл между всем этим связь.
А теперь вот появилась «персонализация». Купив mp3-плеер i-pod можно за небольшую дополнительную сумму заказать такой сервис – на корпусе плеера лазером вырезают твоё имя. Мой сосед на работе так вырезал своё имя, потом его плеер сломался, он отослал его в сервис-центр по почте, и через два дня по почте ему возвращается отличный отремонтированный плеер. Всё отлично работает – но одна беда, на корпусе теперь вырезано имя какой-то совершенно незнакомой японки.
Матрица-шматрица, нет. Вот это я понимаю страшно. Это – настоящее апокалиптическое будущее. Приходишь домой – а техника всё перепутала и в паспорте у тебя одно имя, на бирке штанов – другое, а в адресной книге сотового телефона – третье. И вот ты уже сам не знаешь – кто ты и где ты. Или ещё хуже – потерял свой персонализированный плеер – и чувствуешь, что больше тебя и нет, что нет больше твоей индивидуальности и ценности, всё сломалось. И вокруг все такие же, потерянные ходят.
А друг с работы так и звонит уже третий раз в Apple, пытается найти своё имя...
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 227 )