"В сущности говоря, ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи (хотя их и приходилось иногда взбадривать) о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия. Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов."Фазиль Искандер. Кролики и удавы.
Сразу предупреждаю – будет не интересно. Ещё больше предупреждаю – это всё нижеследующее просто мои праздные мысли досужего наблюдателя. История подсказывает, что досужие наблюдатели нередко ошибаются.
Несмотря на картинку, речь пойдет не о каннибализме в Японии, а о рисе. Япония, безусловно, несколько необычная страна. Они не специально, так получилось; просто отрезанный морями остров долгое время развивался независимо от всего остального мира. Японцы смотрят на мир по-другому, со своего полюса. Если кто-то в этом ещё сомневается, то посмотрите на глобус Украиныкарту мира из Японии. Традиция гласит, что в каждой стране карту мира рисуют так, что данная страна оказывается по центру. Но от русских карт, где в центре мира Москва, до европейских с центром в Париже сдвиг не такой уж большой. А вот из Японии искажения взгляда получаются необычные.
Буддисты ищут просветления, коммунисты – всеобщего счастья, христиане – искупления грехов, а японцы... ну, японцы растят рис. Не верьте тем, кто говорит, будто в Японии многобожие, в Японии только один Бог и одна вера – вырастить рис и съесть. Любое плоское место в Японии – это рисовое поле. Рисовые поля с очень экологически чистым (аж в темноте светится!) рисом растут даже в городе Токио. Под многоэтажными развязками автодорог.
В 646 году в Японии произошло событие, известное в истории как реформы Тайка, период первого объединения Японии в единую страну под властью императора. Все земли и люди, более 90% которых были земледельцами, в Японии были объявлены частной собственностью императора и последние (люди) стали обязаны платить императору налоги с первого (земли). Точнее, чтобы крестьяне не скучали, налогов у них было три: налог на землю, налог на труд и налог на конечную продукцию. В Японии уже в те времена были кое-какие монеты, но они были ещё не очень приняты в качестве средства оплаты товаров. Поэтому налоги было решено платить минуя промежуточный этап: то есть прямо в рисе. Многие, впрочем, уверены, что и в наши дни замена денег нефтью только прибавило бы наличным ликвидности. Налоги рисом с тех пор платили в Японии вплоть до 1873 года. То есть деньги, конечно, в Японии в 19-ом веке уже вовсю были и использовались. Но водка, это, как известно любому советскому человеку, лучше чем деньги. А рис – это ещё лучше, потому что он и водка (саке), и закуска (гохан).
В экономике, построенной на рисе, много замечательных эффектов. Урожай порождает инфляцию, засуха – дефолт. То есть если не императорская власть, то финансы страны действительно были долгое время в руках солнечной богини Аматерасу.
И вот XIX век. Япония – феодальная страна с 90% аграрным населением, рисовыми налогами и самураями. Для сравнения Россия в XIX веке была одной из последних феодальных стран в Европе с 80% крестьянским населением. Коммунисты называли признаком отставания России от Европы то, что крепостные крестьяне в России существовали ещё одновременно с лондонским метро. А в Японии платили налоги в рисе 10 лет спустя после освобождения крепостных крестьян в России. В России помещикам был предложен 9-летний план постепенного освобождения крестьян и 49-летние подъемные кредиты. За три года революции Мейдзи, без всяких постепенных переходных периодов, японцы отменили сословия вообще, лишили самурев титулов, собственности и дохода, изменили налоги с риса на деньги, создали армию, наняли 520 иностранцев для консультаций по поводу строительства западного общества, создали обязательное начальное образование и университеты, построили паровоз и переоделись в западную одежду, провели банковскую реформу и прочее, прочее, прочее... Я не знаю, были ли за всю историю человечества реформы, проведенные в более жёсткой форме "шоковой терапии". И главное: японцы снова отменили собственность на землю, одним указом вся земля была возвращена императору, а после этого все граждане получили возможность покупать себе землю обратно за деньги. Если у них эти деньги, конечно, были.
Мне давно кажется, что со священностью собственности на землю в этой стране что-то не так (впрочем, а где так?). Если вы прилетали в Токио через аэропорт Нарита, то наверняка видели, что когда самолёт идет на снижение, он пролетает над рисовым полем, на котором бетонными блоками выложено: "DOWN with Narita airport". В 1978 году, когда строили аэропорт Нарита, его возвели на земле, которую государство буквально украло у живших на ней крестьян. Снесли поля, поставили аэропорт. 16 человек в знак протеста захватили недостроенную башню аэропорта, что считается самым масштабным терактом за историю Японии. Крестьян выгнали, аэропорт достроили и велели им заплатить компенсацию государству за задержку строительства. Денег не было, и у них конфисковали зарплаты. С помощью благотворительных организаций горе-террористы до конца выплатили свой долг государству только в прошлом году – накопилось 104 миллиона йен.
Но вернемся немного назад в историю. Итак – начало XX века. Реформы XIX века шокируют всех, и Япония из страны с 90% крестьянством превращается в страну с 50% крестьянством. Однако и 50% - это очень и очень много. К тому же это очень бедное крестьянство с неэффективным способом производства: в результате всех земельных реформ участки у крестьян получились очень маленькие, поля были в среднем меньше одного гектара на каждого. Как ты не старайся, на одном гектаре прокормить себя сложно, уж не говоря о появлении излишков на продажу. Сейчас в Японии у многих крестьян поля вообще по 5 квадратных метров. Ешё чуть дальше по времени истории и вот вторая мировая война, бесславное поражение, полностью разрушенная и сожжённая страна, 5 лет оккупации. Голодные японские дети бегают по улицам и просят у американских солдат шоколадки: удивительное новое слово. Этих детей ещё учили в школе, что американцы – белые дьяволы. Но ничего такого вкусного и сладкого в Японии не было никогда за всю её историю. Мир сложился бы сейчас совсем иначе, не будь у американских солдат шоколадок.
Что произошло потом, мы все знаем. Японцы стали брать кредиты у США и заново строить промышленность. В это время уже всем, конечно, было понятно, что выращиванием капусты многого не заработаешь, а вот делая автомобили – это другое дело. Построить эффективный автопром за короткое время – это не каждому удаётся. Любая промышленность и производство с того дня и до сих пор получает в Японии самую широкую государственную поддержку, начиная с беспроцентных кредитов через подконтрольные государству банки. Однако, что же произошло в этом процессе со второой половиной населения, которая тогда умела только растить рис?
Безусловно, многие, как и всюду, покинули деревни и приехали в города. Токио называют городом 70-х. Даже не каждый второй – нет, каждый первый житель Токио всего в одном поколении назад – из деревни, и почти у каждого есть родственники и могилы в своей «инака», которую теперь посещают раз в году, на праздник усопших обон. Целый монстр а не город получился. Люди пошли в промышленность – но скольких промышленность способна принять? Секрет эффективности промышленности как раз в широком использовании машин вместо человеческого труда. В наше время основной наниматель людской рабочей силы – это сервис. Потому что робот Азимо всё ещё существует только в одном экземпляре и всех заменить пока не может.
Беда в том, что после войны, в 50-х, никто не предвидел, во что превратится сервисная индустрия в наше время. Внутренний сервис вообще не приносит доходов сам по себе, а только перераспределяет доходы от индустрии. Туризм тогда существовал только в виде нескольких богатых европейцев, приезжающих в Азию за проститутками. Японцам не хотелось становиться бедной туристической страной, а богатых туристических стран тогда не было. И правительство объявило войну "сервисализации экономики". Индустрии хорошо наслаждаться бесплатными кредитами, но эти кредиты кто-то должен оплачивать.
Есть два источника дохода для покрытия этих кредитов. Первый – налоги. Налог с продаж в магазине – 5 процентов. Налог со сдачи номера в отеле – 10 процентов. Налог с продажи горячей воды в бане – 15 процентов. Поэтому Япония одна из самых анти-туристических стран мира, внутренний туризм в которой во много раз меньше внешнего. Людям часто дороже поехать в соседний город, чем полететь, например, в Корею.
Второй источник дохода – дорогая земля. Земля – заложник всех кредитов промышленности, основа японской финансовой пирамиды (на чём же пирамиде ещё стоять, как не на земле). Кредит промышленности – бесплатен. Кредит-ипотека частному лицу на строительство дома – не просто платен, он расписывается на три поколения. Налог на владение японской землей – низок. Налог на продажу земли – 50%. Налог на наследование – 70%. Всё это приводит к ситуации, когда, даже если ты не знаешь, что делать со своей землей, сидеть на ней часто выгоднее, чем её продать. Таким образом, все крестьяне остаются с одной стороны при своих маленьких полях, даже внутри города Токио, и с другой стороны не имеют никакой возможности свои поля расширить и стать хоть немного более эффективными.
Есть структурные реформы, а есть пособие по безработице. Сельские врачи и учителя в нашей родной стране Россия не могут принести никакой прибыли, и наше государство, от богатых нефтяных доходов, выплачивает им их крошечные зарплаты, чтобы только они не умерли с голоду. На эти деньги можно было бы провести структурные реформы, вложить их в эффективную промышленность, построить новые производства, переучить бывших учителей. Беда в том, что структурные реформы никогда не бывают популярными и всегда бывают дорогими. И учителя не хотят в свои годы переучиваться на рабочих. А государству легче платить им их небольшие деньги и ждать, когда они, наконец, вымрут.
А в Японии реформы были именно структурные, и они удивительно быстро подняли экономику. Так самоотверженно вести себя, наверное, могут только японцы, - если надо изменить жизнь, значит надо. Ну а те, кто всё-таки остался крестьянами – они обнаружили себя в 60-х годах в новой, богатой Японии. И совсем без денег.
Если вы производитель, то вы, конечно, знаете, что прибыль зависит от цены товара примерно как график плотности нормального распределения. Если назначить цену равной нулю, то и прибыль будет равна 0, хотя продажи будут очень большие. Если назначить очень большую цену, то прибыль в конце концов снова упадёт до нуля, потому как покупатель не сможет купить ни одного экземпляра продукции. Хитрый западный производитель пытается угадать точку максимума этого графика и установить цену в соответствии с ней. Очень хитрый производитель знает, что выгоднее всего установить несколько цен и продать каждой группе людей по доходам один и тот же товар по разной цене и собрать площадь под графиком. На международных рейсах в самолетах никогда не встречается двух пассажиров, заплативших одну и ту же цену за билет - те, кто покупают заранее, получают дешевле, те, кому срочно надо улететь в последний день, платят запредельные суммы. И только японский производитель всегда плюёт на все эти графики и устанавливает ту цену, которую считает справедливой за свой труд. Самолеты и поезда в Японии стоят, когда ты их не купи, по стандартному тарифу как билеты на метро. Часто можно встретить на улицах автоматы кока-колы, в которых большая баночка кока-колы и маленькая баночка кока-колы стоят одинаково. Потому что вся цена кока-колы - это просто затраты на её рекламу, и от объема налитой химии не зависят. Или капуста в магазине – половинка капусты и целая капуста тоже стоят одинаково. Это тебе, клиенту, виднее, половина капусты тебе нужна или целая, а на грядке уж она только целиком росла. Даже карта на метро Suica, которая принимается в Японии чаще кредитных карт и может использоваться для оплаты не только метро, но и некоторых автоматов с газировкой и магазинов с ресторанами, стоит дополнительно 500 йен, хотя это дебитная карта и, пользуясь ей, вы фактически даёте кредиты железнодорожной компании. Она стоит так, потому что так честно.
Так же и оставшиеся крестьяне. Они подумали и потребовали назначить честную цену своего труда. Так в 60-х был принят "Базовый аграрный закон". Этот закон гласит, что каждый крестьянин, вырастивший рис в Японии, должен получить за этот рис доход, равный среднему доходу в индустрии, то есть средний крестьянин должен жить не хуже чем средний программист, например.. Эта цена риса вычисляется каждый год, и через специальный кооператив японское правительство покупает весь местный рис по цене примерно в 10 раз дороже рыночной, а потом, чтобы избежать народного бунта (потому что ту цену, которую хотят за свой рис японские крестьяне, даже самые добрые японцы платить не готовы), этот рис государство продает населению с огромными убытками для себя, по цене уже всего в 2-3 раза выше рыночной. Впрочем, в стране, где, например, в магазине у моего дома груши не только, как обычно, продаются по штучке за большие деньги, но и с каждой грушей выдаётся 4-страничная книжечка инструкция с отличной цветной полиграфией (вот, я её даже отсканировал в pdf, потому что это надо видеть), будто это не груша, а iPear какая-то, понятно, что народ морально готов платить за любые навязанные ему вещи. Японцы удивительно 100% доверяют, что если вещь дороже, то она лучше, потому, что так честно, конечно. Государственный убыток от продажи риса покрывается из тех же налогов, так что любой японский житель платит рисовый налог, даже если риса, как я, никогда не ест. Фактически общество вернулось к тому, что было на этом острове всегда. Рис – это больше чем деньги.
Что имеем итого? Средний возраст крестьянина в современной Японии на 12 лет больше среднеяпонского возраста. Любое действие в Японии делается с огромными избытком неквалифицированной рабочей силы. На перекрестках стоят переводящие через дорогу работники сервисной службы, дублирующие светофоры, интернет проводит не один электрик, а пятеро рабочих в три прихода. Крестьян, занятых только крестьянским трудом, в Японии осталось уже менее 7%.
“- Дяденька Король, Цветной Капусты хотца.”
Фазиль Искандер. Кролики и удавы.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 729 )
пятьбриллиант просто.а у меня была инфа, что недостаточно...