Ивакуни значит "страна скал". А ивакуни-иси-нингё – "каменные куклы Ивакуни".
С древних времён японцы отличались серьёзным подходом к гражданскому строительству, и постройка чего-либо значительного, вроде замка или моста, никогда не обходилась без человеческих жертвоприношений. Помогало стоять против стихий.
Но не против всех. На рекламных плакатах путешествий замок Итами-дзё в Ивакуни подписан как "построенный в 1601 году самим Киккава Хироиэ". В этой фразе есть небольшое преувеличение. Во-первых, в 1601 строительство только началось, и готов был замок не раньше чем через семь лет, в 1608. А во-вторых, ещё через семь лет, в 1615, сам лорд свой замок и разобрал. Сёгун подписал указ "Иккоку-ити-дзё" (одна страна – один замок) по которому каждый лорд, имеющий более одного замка, получал выбор: либо сократить число замков, либо разрезать самого себя мечом на то количество частей, сколько у него замков. Киккава выбрал первое, а и из двух своих замков выбрал тот, что стоял внизу, а не тот, что стоял на горе Сирояма, потому что стратегия - стратегией, но ходить ежедневно к себе домой 210 метров вверх тоже неудобно. С тех пор никакого замка Итами-дзё не было вплоть до 1962 года, когда все неожиданно подумали, что закон об одном замке несколько устарел, и замок построили из железобетона заново да ещё и в паре шагов от оригинального места постройки – специально, чтобы смотрелся на фотографиях лучше. И вот под тем, что получилось на фотографиях уже гордо подписали "построен в 1601 году" и т.д. Чего не сделаешь ради туристов? А Лужков в том году, ну в смысле в том, когда построили заново, между прочим, ещё даже в КПСС не вступил. Так что ничто не ново на земле, и даже новое Царицыно.
Причудлива штука история. Символ города Ивакуни – белоснежная змея, не встречающаяся более нигде в мире. А на старом кладбище лордов стоит белокаменная могила, на которой (и это единственный случай в Японии) обелиск жены чуть-чуть выше обелиска мужа. Про ту жену рассказывают, что характер её был настолько вредный, что собственный родители уже не чаяли от неё избавиться. Но она была родом из главной ветки, а в Ивакуни правила побочная ветка той же семьи. В общем, как часто бывает, побочной ветке выбора не оставили. И с высотой могилы тоже. Не скажу за весь мир, но результат для Японии тоже, между прочим, получился уникальный.
Мы ночевали в традиционном рёканэ, у нас, двух проживающих в Японии много лет людей, в первые же пять минут после прибытия успели на чистом японском языке поинтересоваться:
- можно ли налить нам японского чая, потому мало ли что и может наш иностранный организм японский зелёный чай пить никак не может;
- и не надо ли для нас попробовать изготовить западную еду, потому что может мы японскую еду мы никак не сможем;
- или, может, стоит хотя бы найти вилки, на тот случай, если мы не умеем есть палками;
- сидим ли мы на полу, а если нет, то они могут притащить из соседней комнаты специально запасённые стул и стол.
И когда хозяин получил на всё это отрицательные ответы, то уж совсем от расстройства выдал книжку с названием "защита иностранцев от возгорания". Потому что я уже готов был загореться от злости. Что же за иностранцы у них в Ивакуни такие, что они так боятся? Ах, ну да. С 1950 г. у них в городе база морпехов США. Вопрос снят, извините. Значит, не боятся. Значит, уважают.
А когда в 1673 году самый знаменитый в Японии мост Кинтай-кё через реку Нисики построили (ну, или как обычно стоит прибавлять в Японии - "построили в первый раз", потому что перестраивали в последний раз в 2004-ом), японцы не поскупились, и в жертву были принесены сразу две маленькие девочки. А потом, под мостом, люди стали находить крошечные колобочки из мелких, склеившихся друг с другом песчинок. Конечно, люди не знали, что на самом деле это коконы крошечных речных жучков. Люди назвали их "каменные куклы Ивакуни" и верили, что они – переселившиеся души двух убитых девочек, охраняющих мост. Куклы и куколки – такие похожие слова. Так что ошибка была не такой уж большой.
Всё это могло быть сказкой, давно забытым прошлым, но это – жизнь. Кладбищенский сторож на старом самурайском кладбище (а ему точно можно верить, он видел всё) принялся показывать фотографии и рассказывать. Если вы думаете, что подход к строительству мостов с тех пор сильно изменился, то вы не совсем правы. Меня вот всегда искренне интересовало как, например, проверяют не пора ли заменить канат в на подъёмнике или доски в мосту. У меня было предположение, что как порвётся – так и пора. А, нет. Ради безопасности туристов каждые пять лет Кинтай-кё проверяют на прочность следующим образом: со всего города на мост сгоняют младших школьников в белых шапочках. Потом замеряют насколько прогнулись арки.
И ещё. На одной из боковых улочек за мостом стоит не такой уж и огромный, но и совсем не маленький магазин, целиком посвященный одним только каменным куколкам во всех их разновидностях. Всё это могло быть просто осенью – но здесь на юге солнце палило нещадно и было невозможно жарко. Мы купили две крошечные куколки наклеенные на кусочек гальки в красивой бумажной шкатулке. Отличный остался сувенир на память.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 298 )