Многие наверняка слышали слово "каракури", но не каждый знает, что оно обозначает совсем не то, что получается, если дать мне лист бумаги и ручку, а потом показать результат человеку с нарушенной дикцией. Слово каракури, а это настоящее слово японского языка, переводят обычно довольно многословно. Однако, судя потому, что слово это пишется в японском языке алфавитом, а не иероглифами1, значение по-видимому утеряно, а, значит, я могу так же описательно перевести не хуже2. Кто проверит? Начну издалека. В 18-ом веке голландские торговцы, единственные, кому был открыт путь в закрытую страну, показали японцам чудо европейской техники: механические часы с заводом. "Вау" - подумали, но не смогли сказать неизвестное тогда ещё слово японцы. Извлекли заводной мотор и грациозно удалились создавать человекоподобных роботов. Как легко заметить, с тех пор в шаблонах развития японской технологии практически ничего не изменилось. По крайней мере, польза от человекоподобных роботов по сей день так и осталась за кадром.
Говорят, что в 19-ом веке роботы-куклы каракури в Японии были столь многочисленны, что до наших дней дошла ровно одна. В те времена мастера хранили свои изобретения в деревянных сундуках на запорах3, а патенты передавались от отца к сыну из уст в уста. Кукла приносящая чай, тя-хакоби ниньгё, сохранилась только потому, что в конце 18-го века мастер Хосокава Ханзо издал свою книгу чертежей "Каракури-зуй". Благодаря этому, теперь каждый, наделённый любопытством, лобзиком и свободным временем, выпилив аккуратно все детали из разных пород дерева, собрав всё без единого гвоздя и снабдив закрученной пружиной из натурального китового уса, может получить свою собственную приносящую чай куклу. Ну, или при всём том же минус свободное время можно обокрасть токийский национальный музей. Лобзик понадобится в обоих случаях.
Для остальных, чья профессиональная гордость по этому вопросу находится где-то между двух этих крайностей спектра, в Японии продаются наборы "собери каракури сам". Наиболее настоящие, сделанные вручную, стоят просто неприлично дорого, но к счастью имеются и более игрушечные экземпляры, с железными пружинами и частично пластиковыми шарнирами. Китовых усов хватает не на всех. Как вы могли заметить, я уже довольно давно живу за пределами Японии и в новой стране имею уже три месяца удовольствие наблюдать японских китобоев на первых страницах национальных новостей. Японские китобои вышли в тихоокеанские воды, японские китобои атакованы австралийскими активистами защиты китов, японские китобои станут предметом двусторонних переговоров премьер министров Австралии и Японии. За все семь лет жизни в Японии я видел китов дважды. Один раз в виде консервы в супермаркете и один раз виде кусочка суши в кафе у станции. И ни разу в новостях. Конечно, ничего хорошего в убийстве редких животных нет. Но из одного кита получается очень-очень много суши и очень много пружин для каракури. Которые нужны совсем не такому уж большому числу японцев. В конце-концов, я абсолютно уверен, что единственная причина почему вообще нужны – так это как раз потому что иностранцы протестуют.
На фоне всего этого морского безобразия, пока киты, китобои и австралийские активисты защиты первых от вторых успели проплыть от Токио до Антарктики и обратно, мои 19 коробок книжек посланные из Японии еле-еле дошли один раз, да и то немного промокнув. Последняя, 19-ая коробка дошла позже всех. Написали, что её на таможне вскрыли, потому что специальная карантинная собака что-то унюхала, но ничего не нашли и всё вернули. Надо же! А я в ту коробку всего лишь свои любимые горнолыжные носки положил. Интересно так же, что обратного пути нет, а именно почта из Японии в Австралию кораблём посылается, а обратно у австралийской почты нет в Японию никакой услуги кроме авиа. То есть всё почтовые корабли из Японии сюда обратно плывут либо пустые, либо тонут тут. Но это не важно, а важно то, что заодно с моими книжками ко мне так же приплыли два робота каракури, собрать которые в Японии всё никак не доходили руки. Теперь дошли.
Итак, первый робот, классический тя хакоби. Не знаю как мастерам древности, а мне тоже было собирать не просто, потому как инструкции по сборки для каракури существуют исключительно в иероглифической записи, что значит, не с пол пинка разобраться. Мой получившийся тя хакоби служит для подачи чая гостям. С заведённой пружиной робот спокойно стоит рядом с хозяином, держа поднос для чая в руках. Поставленная на поднос тяжелая фарфоровая чашка полная чая поднимает своим весом державшую колёса задвижку, и робот начинает идти к гостю, медленно перебирая ногами на шарнирах. Через заданное число оборотов заводного мотора большое колесо натягивает нитку дергающую голову, робот склоняется в поклоне перед гостем. Здесь положено чай забрать, а то фокуса не получится. И выпить. Пить, впрочем, можно в своё удовольствие. Как только тяжелая чашка поднимается с подноса, тяжелая задвижка снова сразу снова падает вниз блокируя колёса, и робот покорно стоит вежливо склонённый. Зато, как только полегчавшую пустую чашку поставить назад на поднос, робот бойко вскидывает голову вверх, пружинный мотор отпускается на правом колесе и блокируется на левом, производя разворот на 180 градусов, после чего натянутая колесом пружина как раз успевает поднять заглушку на втором колесе, и робот по прямой возвращается к хозяину. Очень интересно, за исключением того, что ко мне никто и никогда не ходит в гости и угощать некого. Так что считайте, что я угостил чаем вас.
Второй робот оказался ещё полезнее. Это уже не классический каракури, а нечто заявленное как фантазия современных японских изобретателей вдохновлённая каракури. Фантазия – её не пропьёшь. Я вот помню, как раз перед отъездом из Японии, в один из последних дней заметил в магазине супер-экстра-усовершенствованные (так и было указано) высокотехнологические колготки для похудания, сжигающие калории. Мне даже стало интересно, как это работает и я подошёл прочитать инструкцию. Оказывается, эти колготки предлагается надеть на ноги, после чего этими ногами надо срочно начать ходить. Подход, конечно, правильный, хотя мой специальный кирпич доктора Карлсона для похудения ещё эффективнее. Надо взять в руку и начать быстро поднимать и опускать. Возвращаясь к теме роботов, первым делом отмечу, что у современных японских изобретателей, живущих в обществе, насильно освобожденном от цветовой дифференциации штанов интервенцией иностранных государств, как обычно получился точный пепелац. Только не летает.
А делает следующее: электрический мотор на батарейках крутит два колеса снизу. На тот же коленный вал сверху кладётся листок бумаги с программой. Программа – бумажный диск, разбитый на 180 клеточек, медленно поворачивается под глазком фотосенсора. Внутренняя и внешняя клеточки белые – робот едет прямо. Внутренняя клеточка закрашена – блокируется левое колесо, робот начинает поворачивать налево. 20 клеточек дают полный поворот. Аналогично внешняя закрашенная клеточка блокирует правое колесо и даёт поворот направо. Обе закрашенные клеточки, очевидно, останавливают робота на один шаг. Но так как это диск, то всё продолжается по кругу до бесконечности. Для дополнительного интереса можно снабдить робота карандашом и робот начинает рисовать свою траекторию. Очень интересно. Хотя тут конечно уже деталей было поменьше, потому как, кто же даст собирать фотосенсор. Хотя он, как раз, по-видимому очень просто устроен - лампочка и два контакта. Но вот когда полдня продеваешь через разные деревянные детальки и связываешь 18 разноцветных проводочков в нужном порядке по инструкции, а потом оказывается что через соединения 8 из них возвращаются в ту же самую одну неразборную деталь из которой вышли, просто замыкаясь (и соответственно могли быть замкнуты прямо на фигне их породившей), и ты понимаешь, что все эти проводки были вынесены только для того, чтобы тебе было интереснее всё это собирать, то начинает становится интереснее и интереснее. Ох, бессмысленно прожитые годы!
К пепелацу прилагался набор чистых бумажных дисков для закрашивания клеточек. На этом-то и должно было всё закончится. Потому как ручки то у меня как всегда и нет. Но программист я или нет, подумал я? И в каком веке мы живём, когда быстрое создание программ стало доступно всем и каждому или нет? Ну вот зачем, спрашивается, я это подумал? Но отступать, на свою голову, было некуда. Я же программист! Так что пришлось взять и написать самую бесполезную программу в галактике. И даже это оказалось совсем не так просто, как я думал. Не спал всю ночь, глаза красные, синусы, косинусы, углы, повроты и координатные системы, как оказалось, совсем не так просто вспомнить. Полное безобразие. Но всё-таки получилось. Вот, можно скачать. Хотя, конечно, понимаю что незачем. Программа позволяет мышкой вести робота (давая команды напра-, нале-, и прямо) чертя траекторию. Потом можно посмотреть или напечатать её в виде диска с программой для робота, а так же сохранить или загрузить из файла. Что в результате позволило мне довольно быстро нарисовать мышкой всем известный символ и получить для него исправную программу. Он и стал результатом моих трудов, а на экранном снимке, на всякий случай, я покажу не его, а другой, более нейтральный, символ на ту же любовную тему. А то мало ли что, а тут дети малые!
1. Это равносильно сноске в словаре "корень не известен".
2. Ракету СС-50 видел, большую огненную палку – не видел.
3. Которые, кстати, аналогично назывались каракури танцу (а не панцу, как вам послышалось). Так назывались специальные сундуки с секретными отделениями для сохранения ценных, но маленьких размером вещей от воров.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 333 )
по человекоподобным роботампо бакагайдзинизации? http://phd-paul-lector.livejournal.com/164867.html?nc=11ЯпооооониюАнимеГииииид...ЕслиКогда куплю такой конструктор, то надену сверху картонный корпус от R2D2 :)