2009-05-22 16:51:00

Канада: Острова Королевы Шарлотты – Хаида.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 700; Height = 342; Date = 2009:05:14 08:53:55. Full Image : Width = 2661; Height = 1299; Date = 2009:05:14 08:53:55.Начало: здесь.

На языке индейцев племени хаида, слово хаида значит просто – человек. Хаида Гвай – острова людей, называют индейцы эти острова, но ещё раньше они называли их Xhaaidlagha Gwaayaai, что значит "острова на краю света", и верили, что именно здесь началась жизнь. Хаида были самыми развитыми индейцами всего западного побережья, европейцы их даже называли викингами Америки. Их огромных военных каноэ боялись все, а покупка искусно сделанного "хорошо сбалансированного" рыбацкого каноэ была элементом престижа для всех североамериканских народов.

Между западным берегом архипелага и японским тихоокеанским берегом нет ни одной земли, только лишь бесконечные пространства северного тихого океана. Всё что японцы теряют на своей стороне, в конце концов доплывает до этих островов, так было раньше, так же происходит и сейчас (смотри например историю "Казу Мару"). Западному берегу по-своему повезло. Восточный берег – девственно прозрачен и чист, дикий, как будто бы не знающий человека. Западный берег – и вот на каменистых пляжах находятся вещи из какого-то другого мира. Маленькие, скрюченные от тихоокеанских ветров (и тем же спасенные от вырубки) деревья стоят на страже всего японского мусора. Здесь находятся раковины ракушек тропических вод, которые сами никогда не живут в этой холодной воде. Здесь лежат, кажущиеся инопланетными японские банки из-под шампуня, кроссовки и упаковки от еды. Как ужасающее грязен японский берег, всё тоже (хотя и меньше) оказывается и здесь. Каждый живущий на островах и сейчас собирает красивые стеклянные поплавки с именами рыбацких суден. Японские рыбаки их используют на своих сетях, и, удивительное дело, эти стеклянные шарики преодолевают тысячи километров не разбившись, хотя на одно путешествие через океан у них уходит в среднем около 10 лет.

- Ты жил в Японии, - спросили у меня, - видел там такие шарики?
- Нет, - честно признался я, - ни разу. Наверняка они есть, но я просто не обращал внимания. Там на них никто не обращает внимания. Наверное, потому и теряют так много.

Хаида не знали металлов, но умели обращаться с ними и ценили их превыше всего. В те времена, когда японцы ещё не сорили кроссовками Найк, все металлические вещи народу хаида приносило море. Конечно, хаида не знали о японцах. А японцы о хаида. Хаида верили, что металлы дарует магическая морская черепаха.

А потом приплыли европейские корабли. С настоящими металлами.

Считается, что вершины развития цивилизация хаида достигла во время первых контактов с европейцами. Впрочем, так как хаида не имели письменности и в свете того что с ними произошло потом, о том, что было до контакта с европейцами известно очень мало. Разные источники называют цифры от 15 до 60 тысяч человек народа (считая рабов из других племён), живущие в как минимум 126 различных деревнях. Для сравнения, сейчас остались только две деревни. Предположительно хаида не жили в деревнях летом, вместо этого проводя всё время за охотой, собирательством и рыболовством в лесах. Женщины плели одежды из корней и коры красного кедра, а мужчины – вырезали по дереву и строили каноэ. В деревнях люди собирались только зимой, где в огромных длинных срубах на нескольких уровнях жили по нескольку десятков человек, в тесноте, но тепле. Торговля с европейцами позволила цивилизации хаида моментально взлететь на новую высоту. Получив в достатке железные инструменты, бывшие до этого большой редкостью, строительство, резьба по дереву и производство лодок сразу значительно ускорились. Всё больше людей собирались в каждой деревне, теперь получив возможность жить значительно плотнее, чем раньше. Считается, что перед концом, в как минимум некоторых деревнях на 20-30 домов жили по 500-700 человек. Даже сейчас ни один из городов на архипелаге не может похвастаться столь "большим" населением.

Англичане шутят, что разница между Британией и Америкой в том, что Британия – страна, где 100 миль – большое расстояние, а Америка – страна, где 100 лет – огромный срок. Сохранились старые черно-белые фотографии уже заброшенных деревень, сделанные европейцами в первые годы контакта. Все деревни строились по одной схеме. Выбиралось место с пляжем на берегу моря. Обязательно рядом – маленький, частично закрывающий бухту, островок. На этих островках жили только шаманы, вход которым на обычную землю был запрещён. Сейчас все эти маленькие острова и остров Дом, с которого по легенде произошли хаида, считаются священными и вход белым людям на них строго запрещен. На пляже стояли каноэ, каждое из цельного дерева. А далее полукругом – длинные дома. Перед каждым – по несколько 15-метровых тотемных столбов. Каждый – со сложнейшей резьбой, снизу и до самого верха. Не менее массивные и не менее украшенные столбы ставили сваями в каждый дом. Каждый вход был только через раскрытый рот какого-нибудь вырезанного животного. Даже то, что осталось сейчас: потрясающее зрелище, а то, что было тогда - должно было просто кружить голову.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:58:47; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:58:47; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:54:44; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:54:44; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:47:25; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:47:25; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:52:33; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:52:33; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:51:33; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:51:33; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:47:54; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:47:54; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Европейцы сначала предполагали, что тотемные столбы – идолы, но это совершенно не так. Вместо этого столбы исполняли одну из нескольких строго определённых ролей.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:13 07:23:51; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:13 07:23:51; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Большинство тех, что остались сейчас – так называемые посмертные столбы. Хаида никогда не закапывали умерших в землю. Вместо этого валили крупное дерево. Его основание (широкую часть) выдалбливали до тех пор, пока в неё не входил труп. Заложив в полученное отверстие умершего, снаружи его закрывали резным деревянным щитом с изображением символического животного. Потом вырезалась оставшаяся часть бревна и его ставили в землю как бы вверх ногами, то есть поднимая умершего к небу. Изображения на брёвнах надо читать сверху вниз, каждое – целая история, или легенда. Сначала изображение клана. Их у хаида было только два: вороны и орлы. В старые времена ворон имел права брать в жены только орла и наоборот. Разделение орёл-ворон передается, как и все наследие, у хаида по матери, и хотя чистота браков больше не соблюдается, каждый современный хаида отлично знает ворон он или орёл. Потом идут фамильные символы. Второе животное было своё у каждой семьи и передавалось по наследству, однако дело здесь довольно запутанное, так как фамильными животными можно было меняться. Например, если вам медведь нравится больше бобра, вы могли поменять своего бобра на чьего-то медведя, естественно при соблюдении соответствующей процедуры. Кроме обычных зверей в фамилиях использовалось и немало мифических. Например, косатка с двумя спинными плавниками считалась круче косатки с одним. И так далее. Не шучу. Доходило до семи плавников.

Другая форма тотемных столбов – мемориальные тотемы. Их ставили по тем, чье тело не было найдено, например, о погибших в море. И, наконец, самые красивые столбы делались для парадного входа в дом. Здесь широкая часть дерева была снизу, и в ней вырезался раскрытый рот животного, служивший входом. Впрочем, практически все вещи, сделанные хаида, были не менее декоративны.

Хаида не имели денег, их экономика была основана на подарках. Важнейшим социальным ритуалом был потлач. Количество колец потлача на тотемном столбе – важный признак статуса умершего. Каждое изменение социального статуса у хаида было возможно только через процедуру потлача, то есть если кто-то хотел повысить свою социальную важность, то первым делом он должен был собрать всех жителей деревни и подарить каждому соответствующее статусу количество даров. В обмен на дары собравшиеся обязались запомнить точно и крепко новое социальное положение дарящего (становившегося соответственно очень гордым, но очень бедным). Такой же процедурой передавались и наследные титулы. Например, когда вождь племени умирал, наследнику вождя (который, кстати, был не сын вождя, а сын старшей сестры вождя, так как все наследие у хаида передаётся только по материнской линии), получал два года, чтобы вырезать предыдущему вождю красивый тотемный столб, а так же собрать всех жителей деревни на потлач. Если же финансовое положение наследника не позволяло сделать этого в срок, то роль вождя мог потребовать себе следующий родственник, способный провести указанную процедуру. Изначально основным товаром, меняющим руки во время потлача, были запасы сушёной рыбы.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 700; Height = 466; Date = 2009:05:13 07:04:20; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 1024; Height = 681; Date = 2009:05:13 07:04:20; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

С европейским богатством пришли и европейские болезни. Не имея иммунитета против болезней старого света, хаида начали стремительно умирать. От (как минимум) 12 тысяч человек к концу 1800-ых осталось только 350. Этот период от первого контакта с "теми кто издалека" до 1990-х хаида называют "временем тишины". Сложно даже представить через какой ужас пришлось пройти жившим в это время людям. Сейчас рассказывают, что оспа летала в воздухе. В самых южных деревнях, куда первыми прибыли европейцы, начали умирать первыми. Оставшиеся в живых люди, бросали все свои вещи, дома и богатства и бежали с юга на север, в части архипелага ещё не знавшие болезни. И, конечно, приносили болезнь с собой.

Одновременно с этим неуклонно росло богатство, приводя к необычайной инфляции потлача. Кроме рыбы и других природных товаров на потлаче начали раздавать произведённые товары, привезённые европейцами, металлические инструменты и одеяла. Постоянная смертность требовала проводить процедуры передачи наследного статуса чаще и чаще. Единственным металлом, который хаида умели добывать прямо на своих островах, было золото, которое у хаида считалось негодным товаром, будучи слишком мягким для производства инструментов. Однако хаида быстро поняли, что европейцы наоборот золото ценят. В 1851-ом индеец хаида продал почти килограммовый самородок золота в обмен на полторы тысячи китайских одеял! Терялась культура, целые племена полностью теряли свою историю, когда умирали, не успев даже воспитать учеников, наследные профессиональные "историки" племени, мужчины, чья работа была заучивать легенды свое племени наизусть.

В 1981-ом году, одна из первых, самых южных, брошенных деревень хаида, Сганг Гваай, была признана мировым достоянием ЮНЕСКО как памятник исчезающей индейской культуры. От былого величия осталось, увы, не так много. Одиноко стоят десятки столбов, лежат остатки домов в оставшихся ямах. Между ними пасутся олени и растут новые деревья.

Деревни подверглись не одной серии грабежей. Мелкие резные вещи, бронзовые щиты, предметы искусства были разворованы европейскими "искателями приключений" вскоре после того, как хаида покинули свои деревни. Музейные экспедиции украли целые каноэ и тотемные столбы, распилив те, что были слишком большие, чтобы увезти целиком. Были вынуты даже все скелеты предков хаида лежавшие в столбах. В то время как хаида продолжали жить и умирать, костями их предков торговали с другом-другом европейские богачи на больших столичных аукционах. Уникальные артефакты искусства индейцев оказались в музеях Лондона и Нью-Йорка. До сих пор тысячи костей предков из деревни Сганг Гваай лежат в лондонском музее антропологии. Часть останков, из других деревень, хаида смогли получить назад несколько лет назад по суду и репатриировали их на родину. Однако подобная процедура пока не возможна для предков из Сганг Гваай, так как у них не осталось ни одного живого прямого наследника.

В 70-ых прямо через деревню Куна, через брошенные дома и столбы прямо по центру деревни прорезали дорогу в лес, чтобы вырубить ценный лес на холме. Сложно представить как можно вести вырубку более деструктивно.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:13 04:04:19; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:13 04:04:19; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 700; Height = 466; Date = 2009:05:13 04:03:23; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 1024; Height = 681; Date = 2009:05:13 04:03:23; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Период отчаянья и болезней у индейцев был благодатным для европейских миссионеров. Священники обещали избавление от болезней и несчастья, в обмен на предание забвению традиционных богов и принятие Христа. Не понимая значения тотемных столбов, священники требовали от самих индейцев сломать их и спустить в море. Нью Клю - заброшенная деревня на северном конце острова Луиз, была одной из таких деревень. Здесь уже не найти ни одного артефакта индейского искусства: вместо этого старые брошенные грузовики с деревянными колёсами, прогнившие ботинки на подошве со стальными шипами. Сложно даже поверить, что каких-нибудь 100 лет назад здесь в этой чаще был целый городок.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:13 03:42:18; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:13 03:42:18; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.
"Паровой ослик - устройство для вырубки леса."

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:13 03:57:52; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:13 03:57:52; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.
"Дорога для грузовика выкладывалась брёвнами, по которым водитель должен был ехать как по рельсам. Да, я бы в индейской деревне экзамен на права не сдал бы."

Чуть поодаль – огромное кладбище. Старые, покосившие могилы, каждая со своим камнем. До священников, хаида никогда не хоронили своих предков в земле, но, говорят, христианские проповедники были очень строги по этому поводу. На каждом камне только британские имена – священник заставлял каждого принять новое английское имя при переходе в христианство. На архипелаге не было своего производства, и все эти надгробия приходилось заказывать с континента, за огромные суммы. Томас, Дуглас, Адам. На каждом камне всегда круглый возраст: 10, 20, 30, 40 лет. Хаида, естественно, не знали и не считали своих зим.
Не помогло. Люди в деревне продолжали умирать, так что она просуществовала всего около 3 лет, после чего оставшиеся бежали дальше на север. Могилы до сих пор стоят на месте, но с разрытыми ямами. Убегая, оставшиеся люди бросили такие дорогие могильные камни, но раскопали могилы, увезли с собой предков.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:13 04:28:53; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:13 04:28:53; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

В 1885-ом, по рекомендации священников, называвших потлач главным препятствием к цивилизации у индейцев, правительство Канады запретило потлач под страхом заключения до шести месяцев. Лишь некоторые хаида продолжали чтить традицию, маскируя потлач под "христианские собрания".

Между 1857-ом и 1869-ым были приняты федеральные законы о принудительном образовании индейцев в целях интеграции их в современное (британское) общество. Так как на архипелаге не было ни одной школы-интерната, за детьми хаида приехали на больших кораблях, и, насильно отобрав их от родителей, увезли их на материк. Чтобы прервать связь детей и родителей и "воспитать детей индейцев в современных членов общества", при живых родителях их отбирали в фактические детские дома строгого режима. За попытки говорить на родном языке, поклонение своим богам или соблюдение индейских традиций следовали жёсткие телесные наказания. Смертность в таких канадских "школах" достигала 60 процентов. Последняя индейская школа-интернат была закрыта в Канаде только в 1996-ом году. Премьер-министр Канады извинился перед индейцами только в прошлом году. Римский папа – только в этом. Всё современное поколение индейцев – люди прошедшие через ад таких школ, лишённые насильно связи с родителями, с предками, со своей культурой. Поколение детдомовцев, не умеющих и не могущих делать множество самых обычных бытовых вещей, которым может научить только мама с папой, моральных и часто физических калек. Только 45 человек глубоких стариков сейчас знают язык хаида как родной. Только несколько лет назад хаида смогли начать процесс восстановления своего языка, который теперь учат детям в школе на архипелаге, но уже как иностранный.

Впрочем, как всегда, есть и другая сторона медали. Что осталось на месте, разрушает сама природа. Каждый год зимние штормы отрывают новые и новые куски от оставшихся на местах развалин. Каждый год они становятся меньше и меньше.

Лес медленно колонизирует оставшиеся предметы. Гниющее дерево – лучший питательный материал для следующего дерева.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:16 04:47:47; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:16 04:47:47; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Сейчас, когда хаида пытаются по крупицам снова собрать свою культуру то, что сохранилось в музеях, стало бесценным для современных резчиков по дереву. Смотря на прошлые предметы искусства, современные творцы хаида пытаются снова научиться тому, что умели их предки.
Билл Рид, сын женщины хаида, бежавшей на остров Ванкувер и американского моряка, стал одним из самых знаменитых скульпторов Канады. Его работы украшают аэропорт Ванкувера и обратную сторону канадской 20-долларовой купюры. На мировую выставку достижений в Ванкувере именно он сделал огромное каноэ. Сейчас это каноэ вернулось на архипелаг. Наследники привезли его прах в деревню Тану, откуда когда-то была родом его мама, вплавь от Ванкувера до архипелага, на том самом каноэ. Сейчас это каноэ можно взять покататься за какую-то сущую мелочь, а именно 1500 долларов в час, в Скидгейте. Маленький мемориал художника, на котором его имя написано только на языке хаида, стал любимым местом заточки рогов всех окрестных оленей.

Многие современные хаида – художники или мастера. Сейчас, когда закончился период тишины, снова постепенно оживает голос хаида, восстанавливаются старые традиции. Уже который год хаида безуспешно судятся с правительством Канады и Британской Колумбии за право владения островами. Хаида не признают своего присоединения к Канаде на основе того факта, что они ни разу не подписывали ни актов капитуляции, не были завоеваны в войне, или добровольно присоединились. Их просто не спросили. Вопрос для правительства, безусловно больной, так как аналогичная ситуация есть и практически со всеми другими индейцами.

Несколько лет назад в двух оставшихся деревнях – Скидгейт и Старый Массет снова стали ставить современные тотемные столбы. Один раз я зашёл в библиотеку в современном административном центре архипелага, в городке Королева Шарлотта. Какой-то старичок разговорился, увидев новое лицо; позвал меня помогать ставить новый тотем в понедельник. Тяжелое бревно сложно поднимать и индейцам всегда не хватает рук. К сожалению, я никак не смог помочь – в понедельник у меня уже был самолёт.

Но как бы не были красивы и ярки современные тотемы, ничто не заменит истории старых. Все людские секреты лес прячет всё дальше и дальше. На огромном пространстве, без указателей, координат, и тропинок практически невозможно даже передвигаться, невозможно что-то заметить или найти. Пока не покажут те, кто знают. Вот в чаще лежит брошенное, недостроенное каноэ. Время оспы. Кто-то пытался построить, чтобы убежать от болезни. Видимо, не успел.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 700; Height = 466; Date = 2009:05:15 01:31:22; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 1024; Height = 681; Date = 2009:05:15 01:31:22; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Почти невозможно противное английское слово: CMT (culturally modified tree). Так сейчас антропологи называют деревья сохраняющие признаки использования человеком. Где-то была содрана кора (на одежду). Где-то в основании ямка и был зажжён костёр (традиционный у хаида, до получения топора, способ валить деревья).

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 465; Height = 700; Date = 2009:05:14 03:12:32; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 03:12:32; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Есть один тотем, который, вероятно, совершенно никто из увидевших его не сможет забыть. В Сганг Гваай он стоит далеко от всех остальных и по хорошей причине: это тотем вождя первой (более маленькой и сейчас полностью потерянной) деревни полностью вымершей от оспы. Когда вождь деревни остался один, он бежал в тогда ещё живой город Сганг Гваай, где в скорости и умер. Считается, что это было последний тотем, возведённый на этом месте. Для чужака – поодаль от своих предков, на отшибе. На столбе изображён следующий сюжет: медведь гризли облизывает голову человека.

Все остальные тотемные столбы всегда идеально симметричны. Этот единственный в своём роде столб вполне заметно косит. Никто не знает почему. Одна из теорий, что все мастера резчики в этот момент уже умерли от болезни, а ученики не успели доучиться. Другая, что люди, вырезавшие этот сюжет, были уже настолько больны, что не смогли сделать работу ровно.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:33:13; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:33:13; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Click on the image to view it in full size. Preview Image : Width = 466; Height = 700; Date = 2009:05:14 08:33:27; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s. Full Image : Width = 681; Height = 1024; Date = 2009:05:14 08:33:27; Camera = NIKON CORPORATION NIKON D70s.

Фотографии Хаида Гвай

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 131 )

[info]barskaya - ( 2009-05-23 00:21:09 )
ЧОрт, смотрю на дерево (третье снизу) и такое чувство одолевает, основательности что-ли. Точно такое же возникло у меня при виде Вестминстерского дворца.
[info]kitya - ( 2009-05-23 02:59:38 )
да ладно, дворцы фигня. они мертвые, а деревья живут %)
[info]kotoshka - ( 2009-05-23 00:22:16 )
Очень интересно!:) Спасибо!
[info]kitya - ( 2009-05-23 03:00:10 )
пожалуйста %)
[info]tata_trumo - ( 2009-05-23 00:43:50 )
Отличный репортаж, спасибо )
[info]kitya - ( 2009-05-23 03:02:07 )
спасибо вам
[info]ptzn - ( 2009-05-23 01:12:51 )
А толкование сюжета "медведь гризли облизывает голову человека" не известно?
[info]kitya - ( 2009-05-23 01:28:53 )
мне нет. меня конечно научили читать многие сюжеты, часть я понимаю, могу узнать большую часть животных, отличить виды основных зверей в символах и т.д., но дальше этого мои знания не успели продвинуться. там все очень сложно и многое утеряно и самими хаида. так как конкретно из этой деревни не осталось вообще ни одного выжившего, то возможно, если аналогично сюжета не было в соседних племенах, этого не знает и никто сейчас. хаида сейчас все приходится восстанавливать по крупицам. символы, одежду, даже заново искать что же они ели и какая была хаидская кухня до колонизации.
[info]yingsung - ( 2009-05-23 01:45:02 )
Замечательный рассказ, спасибо огромное. И фотографии прекрасные. А потлач, похоже, был очень распростанен среди индейцев, живущих на тихоокеанском побережье; знаю несколько племен, которые его тут практиковали.
[info]kitya - ( 2009-05-23 02:16:06 )
конечно. просто хаида были самые крутые среди всего тихоокеанского побережья, но они торговали и знали про другие племена и обычие многие были похожи.
[info]reader59 - ( 2009-05-23 01:57:37 )
Спасибо огромное.
[info]kitya - ( 2009-05-23 02:22:02 )
спасибо вам
[info]phd_paul_lector - ( 2009-05-23 02:04:45 )
ну и истории! А хаида не возражают, что вот ты туда ездил? ...а поплавки стеклянные я тут видел, ага :) в первый раз - на Рисири (у Вакканаи)
[info]kitya - ( 2009-05-23 02:12:22 )
так я же ездил к ним, с их спроса. с проводницей. без проводника там делать нечего (и невозможно). во-первых я сам не умею водить моторную лодку (а это совсем не просто). во-вторых без знающего человека ничего не найдешь. там ученые годами ищут эти все каноэ, деревья, лодки брошенные. так же в лесу, даже если зайдешь, пока не объяснят - ничего не увидишь.
[info]ekbe01 - ( 2009-05-23 07:51:45 )
Репортаж действительно роскошен! А как найти этих проводников? С их моторными лодками?
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:22:12 )
их есть всего несколько там местных компаний, которых легко найти в интернете. так же там есть центр большой хаидский, где индейцы напрямую связывают желающих туристов с проводниками. сейчас весной большинство еще не работают, первые и единственные была у нас проводница отсюда http://www.moresbyexplorers.com/ она очень-очень хорошая и толковая, и вообще эта фирма (ну громко сказано фирма, дело ее родителей) считается одним из лучших проводниковых бизнесов на этих островах.
[info]ekbe01 - ( 2009-05-23 13:35:34 )
Спасибо за сылку :)
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:09:15 )
вообщем я их рекоммендую если что %)
[info]glad2cu - ( 2009-05-23 02:29:48 )
Спасибо! очень интересно
[info]kitya - ( 2009-05-23 03:03:07 )
вам спасибо, рад что было интересно
[info]yumegoroshi - ( 2009-05-23 04:30:14 )
[info]kitya - ( 2009-05-23 04:53:17 )
главное это глубоко довольно в лесу. вокруг ни тропы, ничего. не в жизнь без проводника не найдешь, или не увидешь, специально не присмотревшись. говорят в лесу много таких очень должно быть, но точно никто не знает. эту то наша проводница знала только потому, что какой-то ездящий с ней же ученый историк ее полгода в этом лесу с ней искал. но так как хаида теперь запрещают что-либо найденное трогать, то нашёл, посмотрел и ушёл. молодцы хаида вообще-то.
[info]yumegoroshi - ( 2009-05-23 04:57:16 )
ну молодцы они или нет это отдельный разговор. не думаю, что все так уж однозначно. но вот то что места красивейшие - безусловно. и то что индейцы не дают их угробить, тоже здорово
[info]kitya - ( 2009-05-23 05:04:08 )
нет, не однозначно конечно, но все-таки если выбирать - они жили на этих островах как минимум 10 тысяч лет, и как-то питались, кушали, жили, а деревья практически все на месте в этом процессе оставались, и животные все никуда не девались. А как пришли европейцы, то сразу и половина животного мира, и 90% местного насления вымерли. Так что они не ангелы конечно, но если выбирать кому защищать эти места (а без защиты ничего такого в современном мире уже не возможно - все растащут ради денег), то индейцам я как-то больше доверяю, ну просто по опыту.
[info]yumegoroshi - ( 2009-05-23 06:26:33 )
есть такое дело. алчность конечно индейцам присуща не в меньшей степени, чем европейцам, только у них нет тысячелетнего опыта превращения чего угодно в деньги
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:00:26 )
ага.
[info]reanstrain - ( 2009-05-23 04:54:29 )
вот это вообще потрясающе интересно. *_* а то море из предыдущего поста я, конечно, нежно люблю, но не удалённо, а в непосредственном приближении. спасибо.
[info]kitya - ( 2009-05-23 05:01:42 )
я теперь море тоже начал любить %)
[info]mkbeav - ( 2009-05-23 05:07:18 )
Слушай, вот это действительно мощно ты написал. Спасибо. Кроме всего прочего, очень впечатлило про школы интернаты. Скажи, а информацию ты где брал? Проводник рассказывал, книги? До поездки интересовался хаида? Знаешь, как это ни грустно, но в РФ с северными народностями дела обстоят гораздо хуже, чем у индейцев. Традиции и обычаи уже давно потеряны, школы-интернаты не только не закрывают, а они являются основным местом жизни детей местных жителей. Родители их видят только летом, на каникулах. Да, есть племена в ХМАО, Корякском АО, ЯмНАО где еще как-то держатся традиции. Не уверен, врочем, насчет языка. А на дальнем северо-востоке РФ дела очень плохи... И средняя продолжительность жизни у орочей, коряков и эвенов не более 40-45 лет... Стоит ли говорить, что никто извиняться перед ними не будет?
[info]kitya - ( 2009-05-23 05:16:35 )
Про школы интернаты конкретно я знал и до этого - читал просто, но это было для всех индейцев в канаде вообще, не только для хаида. Специально про хаида я чуть-чуть интересовался только до поездки (а сейчас конечно буду гораздо больше, тем более что и меня и катинку очень восхитило их искусство, символизм и как они его используют и т.д.). Но гораздо больше и гораздо живее это все стало в поездке - и сначала от рассказов проводницы, и потом еще больше после посящения двух последних действующих деревень хаида, их музея (он у них очень полезный, со всем собранием документов, записями рассказов стариков, информация о языке, о культуре и многое-многое другое). Там же в музее очень много про школы-детдомы, про то как отбирали детей и увозили (а увозили вообще с островов и там никаких каникул, вообще не могли увидеть и никак встретиться - между детьми и родителями оставляли целый океан). Как дети пытались сбежать и их наказывали, избивали, насиловали в этих школах. Там очень много грустного. И продолжительность жизни у современных индейцев тоже гораздо ниже средней канадской, да и моральные травмы понятное дело у молодёжи часто на всю жизнь. Единственно что хорошо, что климат хоть как-то начал менятся. Что их сейчас снова слушают, что у них есть какой-то голос, они чего-то могут добиваться по судам, государство извинилось, и так далее. Может когда-нибудь им вернут и земли, как знать. И надеюсь конечно, что и российские племена севера тоже когда-нибудь смогут получить лучшую долю. Они кстати прямые родственники и североамериканских индейцев - все народы имеют общие генетические признаки.
[info]alex_mashin - ( 2009-05-23 06:13:44 )
Вырезку едят. Столбы украшают резьбой.
[info]kitya - ( 2009-05-23 12:55:31 )
ой.
[info]1unatik - ( 2009-05-23 06:35:50 )
Большое спасибо! Очень интересно и трогательно!
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:01:24 )
рад что было интересно!
[info]first_keeper - ( 2009-05-23 06:59:31 )
Очень интересный рассказ, фотографии с покрытыми мхом следами деятельности человека - очень атмосферные.
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:06:21 )
Спасибо. Там очень часто лес уже настолько съел деятельность человека что ничего и не рассмотришь. А бывает видно еще. Вот ботинкам лет больше ста, а ничего, еще стоят, слизняки в них даже жить любят.
[info]aniskin1968 - ( 2009-05-23 09:04:19 )
даа, сколько индейцев при завоевании Америки погибло... больше сто миллионов... ((((
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:32:37 )
угу. я это знал конечно, но одно дело абстрактно знать, а другое дело послушать и увидеть рассказы конкретных людей, наследников, потомков. в обычной жизни же от индейцев почти нигде ничего не осталось даже, в ванкувере вот не встретишь на улице индейца просто так - все обычные новые люди, как будто и не жил тут до них никто.
[info]natalia_vesna - ( 2009-05-23 09:09:54 )
спасибо, я узнала много интересного!!!
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:33:02 )
Спасибо %)
[info]danatjan - ( 2009-05-23 09:28:24 )
удручающее повествование. но очень правильное, спасибо
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:35:23 )
у него есть и хорошая сторона. хорошо что хаида сейчас снова смогли вспомнить себя, снова борются за себя, восстанавливают свою культуру. они молодцы в этом смысле.
[info]danatjan - ( 2009-05-23 14:02:36 )
они судя по всему все время были молодцами. жаль безвозвратно забытого культурного наследния 8(
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:16:16 )
ну все время или нет, я не знаю, но сейчас они стараются, и за себя, и за природу которую считают своей.
[info]gdigger - ( 2009-05-23 10:02:32 )
Снимки обалденные! При моей любви к нашему северу, очень здорово смотрится "берег далёкий" :)
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:45:08 )
Весь север конечно красив. Я просто в нашем севере пока не успел побывать, тоже когда-нибудь надеюсь.
[info]marina_alt - ( 2009-05-23 10:15:51 )
ох=(( спасибо!
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:46:26 )
хаида очень крутые %)
[info]diffluent - ( 2009-05-23 11:47:25 )
рассказ и фотографии просто восхитительны! спасибо
[info]kitya - ( 2009-05-23 13:54:55 )
Спасибо, рад что понравилось
[info]sovietthreat - ( 2009-05-23 13:12:16 )
Вообще, конечно, мороз по коже. Теперь понятно, куда пришел Депп в конце Deadman'а: http://www.youtube.com/watch?v=z0TlPh2jlGk&feature=related
[info]besisland - ( 2009-05-23 14:00:30 )
Нет, в фильме народ мака, а не хаида.
[info]sovietthreat - ( 2009-05-23 15:01:50 )
А ссылку можно?
[info]besisland - ( 2009-05-23 15:06:09 )
http://en.wikipedia.org/wiki/Makah#Popular_culture
[info]sovietthreat - ( 2009-05-23 15:15:49 )
Спасибо. Они рядом, но мака южнее.
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:05:50 )
я кино не смотрел %)
[info]sovietthreat - ( 2009-05-23 14:35:02 )
Один из любимых.
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:35:52 )
может когда-нибудь и я посмотрю, спасибо за совет %)
[info]ksyuhin_i_ya - ( 2009-05-23 22:48:34 )
Посмотри, фильм уже не новый совсем, но замечательный.
[info]kitya - ( 2009-05-23 23:52:13 )
окей!
[info]spinysun - ( 2009-05-23 13:38:29 )
Потрясает, конечно. И история народа, и фотографии. Цивилизация иногда убивает такие ценности. Особенно насильственно навязываемая цивилизация.
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:10:00 )
Да, насильно конечно никого нельзя. Хорошо очень что сейчас они снова оживают. Искусство у них просто замечательное.
[info]besisland - ( 2009-05-23 13:59:00 )
Шарики эти, говорят, давно уже не используют, так что не мудрено, что в Японии их не видно.
[info]kitya - ( 2009-05-23 14:14:31 )
Используют-используют. Некоторое время назад перестали, но сейчас у японских рыбаков на них снова мода и их снова находят в Канаде %)
[info]gantelman - ( 2009-05-23 15:21:12 )
Столбы, узоры на них- это, как я понял, отражение психологии, мировозрения поколения. А не просто перечисление событий. Психологическая информация всегда ближе к художественной, чем к исторической, наверно. А ведь не каждый народ заботился о сохранении своего творчества. Заросший грузовик потрясающ. Наверно, весь лес может состоять из таких машин, практически полностью ставших частью природы.
[info]kitya - ( 2009-05-23 15:25:10 )
Не просто. Но часто они как бы иллюстрация к какой-то истории (которая иногда сохранилась, а иногда нет). Например там был такой столб - на нем медведь, а в каждой лапе у него по человеческой фигурке. Это местная легенда о медведице-матери родившей человеческих детей, у них есть такая.
[info]gantelman - ( 2009-05-24 04:34:22 )
Это обьективное описание истории, но сама история художественна. Гыгы, ещё никто вроде не додумывался делать историю такой. Кстати, меня озадачило, что они жили десятками в одном ..зале, доме. Неоткуда им наверно было взять культуру, опыт индивидуального внутреннего мира. Поскольку строительный материал был, теплая одежда вроде тоже.
[info]kitya - ( 2009-05-24 04:41:25 )
не совсем понял. они жили десятками в одном доме вплотную друг к другу только зимой. чтобы от холода не умереть. летом же они вполне себе и одиночно по лесу жили, леса там вот какие большие. а теплой одежды у них как раз увы не было - вся их одежда была только плетеная из коры кедра, то есть от дождя защищала, а тепло нефига не хранило. животных на шерсть как ни странно они до европейцев не обдирали почему-то.
[info]gantelman - ( 2009-05-24 05:09:33 )
мм, одежды не было, тогда понятно. Но ведь это ужасно, в такой одежде зимой, надо ведь добывать пищу, рыбачить на море.
[info]kitya - ( 2009-05-24 13:41:51 )
угу, суровый северный народ.
[info]dorothy91 - ( 2009-05-23 16:37:04 )
немножко жутко думать, что в этих столбах лежат скелетики. Или больше не лежат? Индейцев "окультурили" как наших чукчей и ни к чему хорошему это не привело.
[info]kitya - ( 2009-05-23 17:19:46 )
почему же жутко? это же могилы. от могил же не жутко, верно? наоборот, вот люди раньше жили, это о них память. сейчас в большинстве скелетиков уже не лежит, потому что большую часть скелетов европейцы украли, но в части столбиках еще и лежат, а в часть сейчас индейцы возвращают, чтобы как положено было.
[info]savanda - ( 2009-05-23 16:46:27 )
какой отличный репортаж! спасибо.
[info]kitya - ( 2009-05-23 17:21:49 )
спасибо вам %)
[info]menyalkina - ( 2009-05-23 18:30:15 )
совершенно потрясающая статья. спасибо огромное!
[info]kitya - ( 2009-05-23 18:53:16 )
это просто место такое потрясающее %)
[info]non_fatal - спасибо ( 2009-05-23 19:53:38 )
теперь я знаю, что есть такие люди фото с ботинком супер!
[info]kitya - Re: спасибо ( 2009-05-23 23:50:15 )
там таких ботинок на целую роту хватит %)
[info]deodan - ( 2009-05-24 01:22:08 )
офигительно
[info]kitya - ( 2009-05-24 01:23:23 )
место такое. офигительное. вот.
[info]ksyuhin_i_ya - ( 2009-05-24 08:21:51 )
Туда и сейчас непросто добраться, на острова, раньше ведь не легче было, неужели белым так нетерпелось "приобщить", что они за детьми проделывали такой путь?
[info]kitya - ( 2009-05-24 14:18:02 )
для порядку. это же государственная машина. вышел закон - всех индейцев приообщить. вот поехала полиция по всей территории страны выискивать индейцев во всех самых диких местах и отбирать детей. тут дело серьезное, оставишь где, а потом зараза разрастется. государство должно свою территорию знать. думаешь советская власть за чукчами например на крайний север не ходила? еще как ходила. а там и холодно и жизни никакой нет, казалось оставь их там со своими оленями? но нет, все равно, надо значит надо.
[info]ksyuhin_i_ya - ( 2009-05-24 14:34:18 )
Поняла, что из меня никак не вышел бы полицейский, мне было бы лень и я бы отвиралась как могла, мол погодные условия, шторм то да се. Ну то есть теоретически я это понимаю, но в голове не укладывается.
[info]kitya - ( 2009-05-24 14:45:28 )
ну полицейскому наверняка тоже лень. то шторм, то то да се. наверняка это все не сразу, с задержками и т.д. но приказ вышел - не денешься же никуда. в конце-концов доехали, собрали и умотали детей, ради цивилизованности.
[info]ksyuhin_i_ya - ( 2009-05-24 14:59:33 )
И ведь наверняка думали, что это во благо.
[info]kitya - ( 2009-05-24 15:09:41 )
безусловно. любые конфликты бывают только когда обе стороны искренне думают, что они правы, иначе никак. именно вот с этим ощущением творения блага большинство преступлений в мире и совершается.
[info]ksyuhin_i_ya - ( 2009-05-24 15:21:43 )
Грустно.
[info]kitya - ( 2009-05-24 15:33:15 )
нормально %) дар жизни принимать. когда-нибудь и про то что мы делаем выяснится что-нибудь такое же.
[info]melada - ( 2009-05-24 20:34:27 )
Мне кажется, Вы очень переживали, когда писали этот пост :( Хотя процесс вымирания народов, вроде бы, естественный, но такой печальный! У меня была любимая детская книга, написанная индейцем, сыном белой женщины и вождя одного из канадских племен. Просто невозможно было читать, как сначала сужали места, где они могли бы жить, а потом вообще сделали их племени форменную блокаду, до тех пор, чтобы они покорились. Страшно, очень-очень страшно.
[info]kitya - ( 2009-05-24 23:38:41 )
почему же он естественный, когда он явно насильный? они сами по себе никуда не вымирали, пока их не заставили. вот.
[info]melada - ( 2009-05-25 06:56:06 )
"Естественно" я имела в виду "то, как это обычно происходит в нашем мире". Один народ вытесняет другой.
[info]smilla_sne - ( 2009-05-25 15:21:47 )
быть похороненной в дереве... не, не хочу :( вообще про то, что тотемы могут быть гробами впервые услышала. это только в этом районе или повсеместно практиковалось?...
[info]kitya - ( 2009-05-25 15:43:31 )
не все тотемы гробы, хотя тут большая часть таких. не потому, что их изначально было большинство, просто из-за особенности конструкции такие лучше всего сохранились. и это было не только у хаида, нет, большинство народов этого побережья имели анологичные традиции. впрочем что-бы тебя похоронили в дереве еще нужно было стать кем-то важным - в тотемах хоронили только вождей, важных личностей, богачей и героев. в землю однако не закапывали никого. самых простых хаида просто складывали в отдельный "дом мертвецов" (такие тоже еще немножко сохранились) - специально построенный дом на окраине деревни где жили все трупы друг на дружке в повалку. кроме того большинство народов этого региона (не только хаида) имели традию коробчки-гробы выносить на острова к шаманам, класть под деревья или привязывать к веткам живых деревьев на таких островах.
[info]smilla_sne - ( 2009-05-26 07:15:48 )
н-да... о времена, о нравы:))) я сразу вспомнила "музей" мумий на Сицилии, где в большой комнате при какой-то часовне стоят на полу деревянные ящики, а в них лежат на всеобщее обозрение трупы мумифицированные знатных горожан.... Жуть. Вонь, мрак. Как зашли, так и вышли пулями. Смотрителями - три черные как сажа негритянки.... P.S. развейте меня над Гангом))
[info]kitya - ( 2009-05-26 13:46:16 )
Да ну его над Гангом, над Гангом грязно. Лучше в дереве. Может хоть орлы покушают %)
[info]shishimai - ( 2009-05-26 02:09:11 )
"хотели как лучше, а получилось как всегда". я понимаю, что изначально неправильный вопрос, но что лучше мудрые индейцы или образованные, но уже не индейцы? понятно, что образование и цивилизация в лесу нафиг не нужны, и индеец вне леса уже не индеец. столбы впечатляют. некоторые без резного орнамента совсем.
[info]kitya - ( 2009-05-26 05:51:12 )
да. совсем не все с орнаментом. но я так понимаю на те что без орнамента сверху были приделаны орноментальные щиты, которые просто украли потом. зато во всех столбах сверху дырки видишь? это в эти дырки трупы кладут.
[info]ard_ill_a - ( 2009-05-26 09:48:34 )
Спасибо, что вернулся =) Последние статьи потрясли, особенно эта Представляю себе сколько впечатлений вы вывезли оттуда
[info]kitya - ( 2009-05-26 13:47:54 )
Да, там много нового узнаешь, это очень хорошо.
[info]krokotau - ( 2009-05-26 11:38:10 )
вы большой молодец! с большим шилом в соответствующем месте ))) очень интересно, спасибо!
[info]kitya - ( 2009-05-26 13:50:32 )
Рад что было интересно
[info]lereena - ( 2009-05-27 07:22:09 )
То, что делали британцы с детьми индейцев, мне очень напомнило "украденные поколения" в Австралии. Я о них услышала в недавно снятом одноименном фильме. Видимо, осваивая новые земли, англичане во всех странах уводили детей коренных жителей, пытаясь заставить их потерять свои корни. Так было бы легче ими управлять...
[info]kitya - ( 2009-05-27 13:52:05 )
Просто Австралия была позже и США и Канады и к тому времени британская корона уже просто повторяла готовые "успешные" механизмы.
[info]avonah - ( 2009-05-27 18:34:46 )
вот глядя на 4ую фотку сверху я сразу понимаю откуда создатели Ice Age is coming содрали белку :)
[info]kitya - ( 2009-05-27 18:47:37 )
белка там была знатная да %)
[info]chiton - ( 2009-05-29 07:38:23 )
Поплавки! Базис!!!
[info]kitya - ( 2009-05-29 13:54:27 )
какой базис???
[info]chiton - ( 2009-05-29 14:27:50 )
на Кунашире так называли берег и всё, что на нём.
[info]kitya - ( 2009-05-29 14:30:28 )
от оно как. не знал.
[info]_kickback_ - ( 2009-05-31 12:40:09 )
Потрясающяя истрия индейцев. Фотографии завораживают. Спасибо.
[info]kitya - ( 2009-05-31 13:56:59 )
рад что было интересно!
[info]elisamonroe - ( 2009-06-04 17:33:12 )
Ваша история потрясла. Спасибо огромное!
[info]kitya - ( 2009-06-04 17:37:49 )
рад что вам было интересно, спасибо!
[info]elisamonroe - Я читаю ваши рассказы вслух мужу и себе) ( 2009-06-04 18:41:01 )
Сегодня вечером попала в ваш блог и вот, забросив все остальные занятия, читаю и читаю вслух... Вы делаете полезнейшее и очень большое дело, находя время и силы, чтобы создавать такие цельные и очень информативные рассказы. Огромная вам за это благодарность! Кажется, что такого - рассказать о сойке, о медведе у дороги, об ушедшем народе, но ведь это те маленькие составляющие, без которых картина жизни будет неполной и серой. Вы соприкасаетесь с чем-то и через вас множество людей тоже могут прикоснуться и на миг остановиться, а оптмо и оглядеться вокргу себя и осознать, что что-то интересное происходит и рядом с ними, прямо сейчас, в этот момент! Какой же вы молодец! В наше время, когда можно получить доступ к любой информации сделав всего пару кликов, надо писать очень интересно, чтобы кто-то захотел выйти из скайпа, из любимого форума и просто стал бы читать вслух любимому человеку о мире, увиденном чьими-то глазами. Вы пишете именно так... Пошла читать дальше))) Слушатель требует продолжения)))
[info]kitya - Re: Я читаю ваши рассказы вслух мужу и себе) ( 2009-06-04 19:13:05 )
вы меня незаслуженно хвалите, но мне очень приятно, конечно, спасибо большое %)
[info]karabass - ( 2009-06-07 10:15:08 )
"Деревни подверглись ни одной серии грабежей." если грабежей не было - "не подверглись НИ одной" если грабежи были - "подверглись НЕ одной" афтар пешы есчо
[info]kitya - ( 2009-06-07 12:40:34 )
спасибо, исправил!
[info]koa_latam - ( 2009-06-16 22:07:32 )
Впервые зашла в журнал по ссылке:) Потрясена фотографиями, красотой природы и репортажем:) Заношу во френды и буду с удовольствием читать новые и старые посты:))
[info]kitya - ( 2009-06-16 22:18:46 )
рад знакомству %)
[info]muper - ( 2009-06-18 13:22:25 )
очень интересно, спасибо
[info]kitya - ( 2009-06-18 13:25:09 )
рад что вам было интересно, спасибо
[info]kisunika - ( 2009-07-18 09:26:17 )
ох, какие сказочные места...
[info]kitya - ( 2009-07-20 16:42:03 )
а как же %)
[info]gala_rihter - ( 2009-08-03 04:13:48 )
О... статья классная, а фото... еще меня у хайда всегда интересовали их легенды, связанные с косатками. Говорят, именно хаида - тот народ, который ближе всех к этим китам, вплоть до дружбы.
[info]kitya - ( 2009-08-03 16:57:40 )
они с ними рядом %)
[info]sempire - ( 2009-09-24 07:44:10 )
Огромное спасибо! Я снова стал читать твой журнал регулярно. Австралийский период мне совершенно не пошёл, и из-за него я пропустил начало Канады. Ещё раз огромное спасибо.
[info]kitya - ( 2009-09-24 15:09:12 )
Рад что интересно, спасибо.
[info]danilova_sveta - ( 2010-08-22 12:24:19 )
Было очень интересно читать. Спасибо)
[info]kitya - ( 2010-08-23 19:35:46 )
Спасибо, рад что интересно!
[info]kozochka - ( 2010-10-26 14:37:37 )
ой как классно! Хайда какие-то!!... здорово и странно, что вообще средний человек ничего об этом не знает... Вообще, если только подумать, сколько аборигенов разных истребляли "открыватели" земель... Страшновато. Я тут на японцев недавно наезжала, что они айну замучили, а оказывается, канадцы не лучше, и еще и совсем недавно извинились?... Но ведь уже давно в Европе и США вроде как признали всякую суперценность таких симполитейных обществ и пр и политкорректность я думала что там должны как то оперативнее начинать их охранять и восстанавливать - но это не так?.
[info]kitya - ( 2010-10-26 14:45:24 )
давно - это когда? вообще хорошо известно, что геноцид североамериканских и австралийских аборогиенов один из самых жестоких в истории человечества. да и вообще все что колонизаторы делали во всех странах всегда, впрочем, не весело.