2003-11-20 16:27:00

Япония: Рынок распределения.

Каждый год в нашем институте случается событие больше всего напоминающее рынок работорговли. Но, по научному, это называется встречей представителей индустрии с профессорами. А выглядит это как заседание старикашек, на котором профессора с менеджерами решают в какую компанию сколько из выпускающихся в этом году студентов распределить. Студентов, очевидно, на такое заседание даже и не зовут.

В нашем случае продают в основном автомобильным компаниям. Они богатые, много народу берут и по специальности им наши инженеры подходят. Так что каждый студент японский у нас уже где-то за полгода до своего выпуска знает, куда он потом должен пойти работать, скорее всего, на всю оставшуюся жизнь. А профессорам надо решить, как повыгоднее студентов продать, – чем больше в какую компанию профессор отдает своих студентов, тем больше денег потом его лаборатория получает от этой компании.

Даже меня, гайджина, хотели распределить. Я еле увернулся. Помню, приходит ко мне как-то сенсей и хитрым таким голосом говорит:

- Ты через полгода защищаешься, и я подумал, что пора решить, что делать дальше. Думаю, надо тебя определить на работу в хорошую японскую компанию. Я уже даже совсем решил туда, но подумал потом, что ты ведь гайджин, а вы гайджины такие странные, кто знает еще что для вас лучше, так что я решил предложить тебе свободный выбор…

- Мммм…. – только и смог сказать удивленный я.

- Ну да, выбор, свободный выбор. Так вот, выбирай, - ты хочешь работать в Ниссане или в Тойоте?

Ужас, еле сумел увернуться и отказаться и от того и от другого. Еле сумел остаться свободным гайджином.

Образование или умения будущих работников при этом компанию, кстати, не интересуют. Совершенно. Девочек берут с расчетом на то, что они потом должны выйти замуж за мужчин работающих в компании, с ними потом прямо на работе будут проводить просветительские беседы на эту тему. Мальчиков собираются всему научить чему надо прямо на работе. Тут говорят, что студенческие годы – это передышка на прыжке из одной кабалы в другую. В школе – тяжко, надо в форме ходить, кланяться надо всем, занятость огромная и в будни и в выходные без перерывов, а в большинстве школ еще и мальчики от девочек отдельно учатся, разделенное обучение, как до революции. На работе – тебя снова оденут в форму, только уже другую, тоже снова всех слушаться надо будет и кланяться, кланяться, кланяться, как завещал великий Сёгун. И работать, конечно, без продыха. Так, что со студентов никто особо ничего не требует, только чтобы ходили и на лекциях спали – предпоследний раз в жизни, перед пенсией, люди отдыхают.

истории архив поиск заказ инфо стат

Комментарии ( 54 )

[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 08:22:16 )
Студентом разве хорошо быть? В университетах их имеют будь здоров. И местные студенты тоже крутятся,как могут. На стипендию не разбежишься особо - вот они и подрабатывают на трех парт-таймах еще. Устают. Лучшее время - детский сад и пенсия:)
[info]kitya - ( 2003-11-20 08:50:39 )
Я был 2.5 года студентом, я знаю :) Имеют, конечно, но меньше, чем в школе, к примеру. А детский сад - да, хорошее время. Стипендия, кстати, бывает только у иностранных студентов. У японцев стипы нет. Им не только денег не дают, но еще и платить за обучение заставляют. Так что финансы их большей частью зависят от богатсва родителей, самые богатые посылают в частные уинверы учиться, те что по-беднее - в государственные. А так - во-первых, у студентов нет фиксированного графика, можно просыпаться поздно. Во-вторых можно иногда и прогулять. В-третьих не надо носить форму. В четвертых 100% посещаемость лекции в большинстве случаев гарантирует тебе оценку без сдачи экзамена, а на лекции можно и спать. Ну а в четвертых, на парт-тайм работе, если есть, имеют обычно тоже меньше, чем на настоящей.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 08:53:56 )
Ты про каких студентов? Про тех, которые PhD-студенты, или про тех, которые в институте после школы учатся?
[info]kitya - ( 2003-11-20 08:58:23 )
Про тех, которые от B4 до M2. Те, которых B1-B3 и D1-D3 японцев у нас не водится.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 09:01:36 )
Китя! Я не шахматист! И не студент, в этих цифрах не понимаю ничего:)
[info]kitya - ( 2003-11-20 09:05:24 )
у студентов тут несколько курсов. сразу из школы они поступают на батчелора, это называется би-ичи B1. Три года учатся, до B3. Как им там - не знаю. Потом, после B3 они специлизируются - выбирают лабу, то есть у них появляется их сенсей. Это происходит на B4. Потом они заканчивают B и становятся мастерами M. Потом они могут еще поступить на доктора D, но у нас еще ни один японец не посупал, так как их всех распределяли после M. Только одни гайджины на D и идут.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 09:11:36 )
О, всё ясно. У нас тут просто очень много именно японцев-D. Биологов и вообще всяких научников никто, как я понимаю, особо не распределяет. Тойота и Ниссан биологией не занимаются, физиологией и мол.физикой - тоже:)Так что крутятся, из последних штанов выпрыгивают.:) С программистами, как я теперь понимаю, другая история.
[info]kitya - ( 2003-11-20 09:16:51 )
Мы не совсем программисты, мы инженеры, программистов у нас мало, только я в основном :) Ну да, видимо, ты прав - биологи и физики они наверное учатся на то чтобы в науке работать, а у нас наука мало кого из студентов интересует - весь институт, он кстати Tokyo Institute of Technology называется, работает как подготовительные курсы на работу в крупной японской промышленности и индустрии, и ей же существование института спонсируется.
[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 09:26:51 )
а, ну вот . у вас и зряплата зато соответствующая. а у нас институт государственный, никаких спонсоров. Обещают_вообще в следущем году госфинансирование прикрыть, перевести на самообеспечение. Начнутся поиски спонсоров, самореклама_и прочий геморрой..
[info]kitya - ( 2003-11-20 09:43:35 )
А чего зарплата? Зарплаты во всех Тойотах очень низкие, кстати. Кстати, у нас тоже госудраственный. И у нас даже физический факультет тоже есть, вспомнил, но я про них ничего не знаю. А государственное финансирование у всех государственных со следующего года они утаскивают. Но нам не так страшно, у нас уже спонсоры есть давно.
[info]mobula - ( 2003-11-21 02:32:32 )
A esli u vas vseh masterov zabiraut i do doktorov nikto ne douchivaets'a, kak sensei poluchauts'a? Oni-to ved' doktora nebos'?
[info]kitya - ( 2003-11-21 06:15:11 )
Они докторами становятся уже в кампаниях. В Японии такое возможно. Скажем наш сенсей тоже после мастера работал в Ниссане, потом, уже после 50 защитился на доктора, прямо из кампании, не учась, такое тут возможно. Потом Ниссан его послал к нам работать профессором.
[info]kitya - ( 2003-11-20 09:00:58 )
бийонам - еще достаточно фигово, а мастера уже очень хорошо себя у нас чуствуют.
[info]iime - ( 2003-11-20 15:26:09 )
НЕПРАВДА! В ДЕТСКОМ САДУ ЗАСТАВЛЯЮТ ПИТЬ КИПЯЧЕНОЕ МОЛОКО!!!
[info]kostia_inochkin - ( 2003-11-20 15:31:55 )
нет! в детском саду заставляют есть рис!!!!
[info]kitya - ( 2003-11-20 20:17:59 )
Это так плохо?
[info]iime - ( 2003-11-21 19:22:54 )
Горячее еще так-сяк, а холодное, с пенкой - ужас. Просто невозможно. Худшее вопоминание о двух неделях детсада...
[info]kitya - ( 2003-11-21 22:22:54 )
Да, у меня, вспоминаю, тоже плохо было с этим делом. Пришлось бастовать, помню.
[info]abele - ( 2003-11-20 12:41:51 )
а где бы на самом деле хотел работать гайджин Китя?
[info]kitya - ( 2003-11-20 13:20:30 )
Скажу крамольную мысль - на самом деле гайджин Китя хотел бы работать не в Японии :)
[info]sashushka - ( 2003-11-22 10:08:12 )
а где? не в смысле страна, а по каким критериям будет отбор, если не секрет?
[info]kitya - ( 2003-11-22 11:39:55 )
Честно говоря пока не уверен.
[info]evr - ( 2003-11-20 14:33:31 )
Вот читаю вас, а вы прям по главам расписываете мне мою карманную энциклопедию Японии. (Я бы ни в жисть не додумалась купить такую книжку, но мне подарила составительница (одна из, их несколько там.) В прошлый раз у вас была глава об устройстве государства, а теперь - "Образование - ключ к успеху". Цитирую: "В широком смысле можно даже сказать, что формальное образование дает молодому японцу лишь половину необходимых знаний и навыков. Вторую же половину составляет профессиональная подготовка, которую он обязан пройти самостоятельно или в стенах нанявшего его предприятия." Очень интересно пишете, я с большим удовольствием читаю в распространенной форме то, что узнала сначала в краткой и схематичной.
[info]kitya - ( 2003-11-20 14:48:28 )
Во, какие умные книжки бывают :) А мне пришлось тут все на своем опыте узнавать :) Ну буду дальше писать в распространенной форме, спасибо, что читаете :)
[info]evenfield - ( 2003-11-20 15:17:33 )
Черт, раньше думал что в Японию обязательно надо, только не гайдзином — гайдзинам в Японии тяжело, а японцем — в следующей инкарнации. Теперь вот даже не знаю что и думать, может туристом… :)
[info]kitya - ( 2003-11-20 20:17:13 )
Туристом везде хорошо :)
[info]evenfield - ( 2003-11-20 20:17:41 )
..и собакою.
[info]kitya - ( 2003-11-20 20:23:29 )
нет, кошкою лучше :)
[info]evenfield - где хочу попью воды, где хочу ... ( 2003-11-20 20:35:10 )
Я тоже так считаю, но из песни слов не выкинешь :)
[info]kitya - Re: где хочу попью воды, где хочу ... ( 2003-11-20 20:37:13 )
Я знаю, но конкретно где хочешь в Японии разрешено какать только кошкам, но не собакам.
[info]alija - ( 2003-11-20 17:28:05 )
И никакой свободы выбора вообще нет? А разве нельзя потом работу поменять?
[info]kitya - ( 2003-11-20 20:21:12 )
Практически нет. Нет, потом работу нельзя менять.
[info]soir - ( 2003-11-20 20:43:51 )
как так? а уволиться?
[info]kitya - ( 2003-11-20 21:01:16 )
Низя. Не принято. Можно на всю жизнь потом остаться ямы охранять на улицах и пешегодов на светофоре переводить - раз уволишься, потом работу не найдешь больше. Это только крупных корпораций, типа Тойоты, Сони, Ниссана и т.д. японских, конечно, касается. У них система такая. Пожизненный контракт называется. Его не положено никак рвать.
[info]mobula - ( 2003-11-21 02:29:43 )
a uvolit' mogut?
[info]kitya - ( 2003-11-21 06:12:59 )
Если самому не дергаться и правил не нарушать - то нет.
[info]alija - ( 2003-11-20 22:28:11 )
А как же демократическая страна и свобода выбора?
[info]kitya - ( 2003-11-21 06:07:49 )
Демократии в чистом виде нигде уже давно не бывает. Япония - более демократична, чем Китай, но и только.
Аноним - ( 2003-11-20 21:29:03 )
Недавно посмотрел отличный французский фильм, который мне бы очень хотелось, чтобы посмотрел ты, Kitya. "Страх и трепет" называется. там про влюбленную в японию бельгийскую девочку, устроившуюся работать в японскую корпорацию. судя по твоим словам, фильм не особенно утрированный, как мне показалось после его просмотра. короче, попадется - посмотри, тебе будет любопытно, мне кажется. твой постоянный читатель - zut.nightmail.ru
[info]kitya - ( 2003-11-20 22:00:32 )
Спасибо! При случае - посмотрю. Может в прокате или в осле увижу :)
Аноним - ( 2003-11-20 22:28:45 )
http://www.complete-review.com/reviews/nothomba/stupeur.htm про книгу, по которой снят этот фильм. по-англ.
[info]kitya - ( 2003-11-21 06:09:14 )
О, надо будет заказать по-французки, заодно и его повспоминаю :)
[info]tunnelfanatic - ( 2003-11-20 23:04:42 )
Малость не в тему: я тут хочу летом в японию съездить на недельку. Начал даже японский учить, правда дается сложнее, чем немецкий и английский, которые я всетаки выучил. Вот, хотел, собссно спросить: А есть ли в японии hostel-ы? Думаю термин знаком. Не хотелось бы платить за отель дорогущий. Или это в япони не принято?
[info]kitya - ( 2003-11-21 06:10:52 )
Youth Hostelы - да, бывают.
Аноним - ( 2003-11-21 08:10:23 )
Navernoe, ne sovsem tak uzh i prodayut, ne sprosiv. Kogda ya prepodaval v Todai, za 1 god do M2 nachinalas' prof-orientation - studemtam deistvitel'no predlagalsya spisok brand'ov (Mitsubishi, Toshiba, Toyota,i t.d.), i oni hodili po kompaniyam, na sobesedovaniya. Obychno oni obhodili 2-3 kompanii. A tot student, kotoryi sam vybral new venture company, ili tem bolee osnoval svoi business - schitaetsya outstanding. V Japan est' reitingovyi list univerov - Todai, TITech, Kyoto, Hosei, i t.d. po ranzhiru. Posle edinogo gos.ekzamena za Senior High School, vse abiturienty ranzhiruyutsya po nabrannum ballam, i vse slivki snimayutsya brandovymi universitetami, ostal'num - chto ostanetsya. Poetomu seichas vse kompanii tozhe vedut bor'bu za prestizhnogo studenta - eto pryamoi profit i reiting kompanii. Vot kak u nas eto bylo: kogda moi nachal'nik uznal chto k nam soizvolyat pozhalovat' 2 studenta iz TITech, on za mesyats zabroniroval svoyo vremya dlya studentov, v kompanii my pokazali im vsyo v luchshem vide - tipa, kak u nas interesno, i dazhe gadjin'y rabotayt, posle chego v dorogom restorane, my poili i kormili etih studentov za schet kompanii, i nachal'nik postoyanno prosil ih raspredelyat'sya k nam. No po traditsii oni vybirayut brand s pozhiznennym naimom, potomu chto tam rabota garantirovana dazhe v usloviyah hrenovoi ekonomiki . Mozhet poetomu na PhD stremyatsya daleko ne samye talantlivye, i polovina PhD - kitaitsy. Tak chto, Kitya , hodi pobol'she na prof-orientation - tam klassnye bankety na halyavy.
[info]kitya - ( 2003-11-21 08:21:32 )
Ну Todai пристижнее нашего TITech значительно, может там чего и спрашивают. У нас тоже конечно ходят студенты в компании, им тоже там показывают, но в какие компании они пойдут за них решал сенсей. Конечно, если бы они пожаловались сенсею, что им в этой компании не нравится - им бы наверное предложили сходить и в другую, но им всегда все нравится, что сенсей скажет.
[info]aienn - ( 2003-11-24 05:18:13 )
скажи, пожалуйста а есть такое явление, как частный бизнес ? то есть я понимаю, что, видимо, как везде - есть но... хм... особенности ? может, если японцы не разгоняются вольно думать (а частный, тем более - мелкий, бизнес - некоторое вольнодумство), то, может, (о ужас !) приезжие гайджины ?! :)
[info]kitya - ( 2003-11-24 06:12:54 )
Есть. Более того всякие Тойоты - тоже частный бизнес, но очень контролируемый госудраством. Но есть и мелкий частный бизнес, это верно. Но те кто на него идут работать обычно не учатся в нашем институте, наш слишком пристижен для такого дела, второй в Японии считается.
[info]thcmyxa - piz ( 2003-12-07 23:28:24 )
a 4to na s4et prav 4eloveka? ja ne ponimaju 3na4enija slova "rasspredeljat"? na kakom osnovanii? a esli ti xo4esh' uexat' na URALMASH rabotat xo4esh' -- eto realno? :-) Obu4enie platnoe i ti ne zaplatil ili kak? lol Ob'jasni pozhajlusta!
[info]kitya - Re: piz ( 2003-12-08 08:18:31 )
Какие права человека, они ни кого не интересуют. Обучение тут платное, я не платил и не должен - я получил государственную стипендию. Не зависимо от того платишь ты или нет тебя будут распределять. Ты конечно можешь отказаться, но, тогда, работа в Японии высокооплачиваемая тебе закрыта, это будет как если бы ты и не учился в институте. Рыбаком можешь после института пойти и не распределятся, но этого мало кто захочет. Поэтому все распределяются.
[info]thcmyxa - Re: piz ( 2003-12-08 08:27:33 )
po4emu "zakrita" ? a na4at' tam rabotat' v ka4estve inostrannogo specialista tam tozhe nerealno? esli ja naprimer inzhiner s opitom, MGU-diplom i vladeju JAponskim? rasskazhi!
[info]kitya - Re: piz ( 2003-12-08 08:33:31 )
По тому, что единственный канал по которому крупная японская индустрия берет сотрудников на постоянную работу - это распределение после аккредетированных у них институтов. Пропустил распределение - по другому уже поступить к ним практически невозможно. В качестве иностранного специалиста - пожалуйста. Но это будет временная работа по контракту и то что доступно гайджинам - не доступно японцам :)
[info]thcmyxa - Re: piz ( 2003-12-08 08:40:05 )
a гай-джин 4to 3na4it? :-)
[info]kitya - Re: piz ( 2003-12-08 08:40:50 )
гайкокуджин полностью - иностранец.