Раз уж я разговорился на тему питания, то попробую подвести ещё одну черту. Собственно черта простая – гайджинам тут есть нечего. Это я, между прочим, имею ввиду то, что европейской еды в Токио практически нет. Хорошей европейской еды. Обычно, когда я это говорю, то меня сразу не понимают.
С одной стороны, меня не понимают другие японо-живущие русские. Мне начинают рассказывать о том, что европейские рестораны есть на каждом углу, что сыр можно заказать из-за границы по интернету (или купить где-то в секретном месте), что сметана получается смешиванием пресного йогурта и консервированных сливок. Господа! Я это знаю. Я даже знаю, что в концертном клубе в Йокохаме однажды продавали свеклу, или вот даже в городе Такасаки есть какой-то иранский булочник пекущий какое-то подобие какого-то нормального хлеба и отправляющий его желающим по почте (350 йен батон, 1160 йен доставка для Саппоро – я люблю фанатов!). Это всё абсолютно замечательно, но, по-моему, уж тогда не сильно сложнее заказать себе самолетом еду прямо из-за границы. Дорого, конечно, но и так не дешево. Только почему это будет считаться, что это всё есть в Японии? Простите, я не говорю о том, что я умираю с голода. Йогурт перемешанный со сливками, действительно, напоминает сметану, я согласен. Но сколько бы он не напоминал – но это все-таки йогурт со сливками, это не сметана, у которой, кстати, бывает много разных сортов и вкусов. А раз сметаны и свеклы нет в магазине, то, значит, им неоткуда взяться и в замечательном русском ресторане. И тот замечательный борщ из помидоров с йогуртом, хоть и очень похож по цвету на борщ, имеет такое же отношение к русской кухне, как и отношение обеда из пасты (sic!), подаваемой с сыром из пастеризованного (!) молока, с красивым пирожным с кремом и парниковой (!) клубникой на десерт, во французском ресторане за углом - к французской. Похоже конечно. По цвету. Напоминает старый анекдот про то, как советские ученые представляют на конференции революционную технологию в пищевой промышленности – получение черной икры из фекалий. Технология, правда, пока ещё не окончательно совершенна. Запах ещё пока как у фекалий. И цвет как у фекалий. И вкус тоже, к сожалению, как у фекалий. Но на хлеб уже мажется.
С другой стороны, меня не понимают и гайджино-живущие читатели. Япония же очень богатая страна. Япония так или покупает огромное число товаров за границей. Почему же никому не приходит в голову привезти нормальные европейские продукты? Фокус, естественно, в том, что спроса нет. Это не потому, что современные японцы питаются единственно древней японской кухней – совсем нет. Чем моложе поколение – тем меньше японской еды они едят. Но и из западной кухни им пока, к сожалению, тоже нужны только самые плохие вещи. Когда колонизаторы США познакомились с индейцами, то, как выяснилось, самый большой спрос у индийцев был на стеклянные украшения, самогон и ружья. Когда в СССР совсем не было западных вещей, то люди привозили жевачку. Точно так же происходят дела и тут – местные индейцы хватают, а бешено богатые западные корпорации суют не сметану и сыр – а кока-колу, сникерсы, чупа-чупс, сигареты, чипсы, замороженную пиццу, макдональдс и эту стеклянную дешевку под названием Louis Vuitton и другие. Потому, что чтобы появился спрос на Макдональдс и Кока-Колу не надо ничего, кроме рекламы на ТВ, а чтобы появился спрос на сметану надо, чтобы кто-то с ней хотел приготовить салат, и этот кто-то не появится от рекламы на ТВ или открытия европейского ресторана в центре города. Этот кто-то появляется тогда, когда в его семье бабушка и мама так готовили. Этот спрос на хорошее питание появляется тогда, когда как во Франции историю Франции начинают в университетах преподавать с истории французской кухни. Когда люди начинают на вкус понимать разницу между сортами картошки. Когда люди спорят нормандский или прованский сорт картошки лучше. Точно так же как хороший чай бывает только у людей, которые помнят названия индийских плантаций, а остальные продолжают пить крашенные дрова под названием Липтон.
Естественно, японцы хватают западную дешевку совсем не потому, что им все равно, что они едят. Конечно, в Японии тоже есть огромные традиции хорошей кухни. Японской кухни. И в этой кухне совсем другие ингредиенты играют главную роль. Точно так же как большинство японцев не разбирается в том какая должна быть хорошая картошка – я совершенно не разбираюсь в сортах риса. В магазине рядом с моим домом есть всего один вид жалкой мелкой картошки – и более 15 разных видов риса, из которых я разве только черный от белого отличу. Да и по виду дайкона угадывать его сладость или горечь я не умею тоже.
Любая хорошая кухня – это, прежде всего, семейная традиция, традиция готовить дома, традиция древняя, к которой в свое время ещё прикладывали руки короли и вельможи, и которая только в нашем веке добралась до простых людей. Без такой традиции - ни продуктов хороших не появится, ни ресторанов. То что я вижу в Токио прежде всего – это то что японская традиция медленно умирает, перемешивается, а иногда и полностью уступает самым худшим западным явлениям – фаст фуду, химической воде, табаку. Конечно, комерция питания привела к этому процессу почти всюду, но всюду он идет с разной скоростью. В одних странах хорошие домашние традиции сильнее, в других слабее. В России, к сожалению, они тоже очень слабы – бедность населения в СССР и современной России сделало слово гурман почти ругательством.
Чем моложе поколение - тем более оно подвержено разрушению традиции. Мода - неумолимая сила. Только вчера в метро видел молодую японку с перекрашенными в блондинку волосами (бело-желтые волосы на черных корнях - это выглядит страшно), с разрезанными операцией глазами - одним красным и другим синим (видимо крашенные контактные линзы). Если среди японцев среднего возраста действительно почти все очень стройные, то среди школьников и школьниц уже сейчас заметно много стало абсолютно квадратных детей, таких, как американцы на карикатурах. А это значит, что ожирение как национальная проблема возникнет здесь уже в следующем поколении. Как и в некоторых других азиатских странах (кроме Японии среди таких вроде ещё Китай, Таиланд, Индонезия и другие), здесь до сих пор активно скрывают опасность курения. Вот вам занимательные факты - японская табачная промышленность в 2001 году договорилась с большинсвом японских префектур о сворачивании анти-табачных кампаний. Или вот японская компания Japan Tabacco выделила 270 миллионов йен американским компаниям Cell Genesys и Corixa на разработку вакцины от рака легких, что позволит в будущем им продавать продукт который вызывает и одновременно лечит одну и ту же болезнь (это я понимаю бизнес!). Ожирение и рак лёгких одновременно – это ещё та сладкая парочка.
Японцы уже встали на те же, что и весь остальной мир, грабли. И пока по лбу не шмякнет – ничего не изменится. Но зато шмякнет, безусловно, уже скоро.
истории | архив | поиск | заказ | инфо | стат |
Комментарии ( 113 )